Что такое апраксия и ее виды (кинестетическая, кинетическая, конструктивная, ходьбы и другие)

1.4. Апраксин

Апраксия — это нарушение произвольных движений и действий, обусловленное поражением коркового уровня двигательных функциональных систем и не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (параличами и парезами), изменением мышечного тонуса, тремором [Хомская Е.Д., 1987]. Апраксией обозначают прежде всего нарушение произвольных действий с предметами. У больного, страдающего апраксией, теряются навыки одевания и пользования бытовыми предметами, представления о пространственных соотношениях. При атаксии нарушается множество различных двигательных актов, но остаются сохранными (1) понимание сути двигательной задачи; (2) критическое осознание безуспешности ее решения; (3) сила, амплитуда, скорость движений. То есть апраксия — это такое нарушение психофизиологической двигательной деятельности, при котором сохранены как исполнительные механизмы действия (элементарные двигательные функции), так и и сознание того, какое действие надо выполнять.
Сложность понимания природы апраксий отразилась в отсутствии общепринятой классификации этого вида двигательных расстройств. Основоположник учения об апраксиях H.Liepmann [1920] исходил в своей концепции из господствующих в его время представлений об отдельных центрах мозга, хранящих различные образы. Согласно этой концепции, действие вначале замышляется в «сенсориуме», затем создается целенаправленный план действий, который передается в «моториум», где формируются соответствующие моторные образы, реализующиеся в виде двигательного возбуждения к мышцам. В соответствии с этим автор выделял три формы апраксий: идеаторную, предполагающую поражение сенсориума и распад «идеи» о движении, его замысла; моторную, связанную с поражением моториума и распадом кинетических «образов» движения; идеомоторную, связанную с трудностью передачи «идей» о движении в «центры исполнения» движений. Дальнейшее развитие представлений об апраксиях связано с исследованиями А.Р.Лурии, который в основу понимания этих двигательных нарушений положил учение И.П.Павлова о корковых анализаторах и выделил 4 формы апраксий: кинестетическую, пространственную, кинетическую и регуляторную [ 1973]. Согласно этим представлениям, в основе кинестетической апра-

Таблица 1.6
Шкала оценки общей устойчивости (фрагмент шкалы оценки двигательной активности у пожилых; по M.Tinnetti, 1986)

Инструкция: в баллах оцениваются основные показатели, характеризующие устойчивость (максимальный для каждого задания балл соответствует норме, балл 0 — грубому нарушению), затем подсчитывается суммарный балл (может составлять от 0 до 24). Более высокие суммарные баллы свидетельствует о более высокой сохранности двигательной активности.

Общая устойчивость Баллы
1. Сидя 0-1
2. При попытке встать 0-2
3. Устойчивость сразу после вставания в течение 5 секунд 0-2
4. Длительность стояния в течение 1 минуты 0-2
5. Вставание из положения лежа 0-2
6. Устойчивость при толчке 8 грудь 0-2
7. Стояние с закрытыми глазами 0-1
8. Поворот на 360: переступання устойчивость 0-1 0-1
9. Стояние на одной ноге в течение 5 секунд правой левой 0-1 0-1
10. Наклоны назад 0-2
11. Потягивания вверх 0-2
12. Наклон вниз 0-2
13. Присаживания на стул 0-2
Суммарный балл 0-24
Степень нарушения устойчивости 0-10 — значительная 11-21 -умеренная 21-22 — легкая 23-24 — норма

ксии лежит нарушение проприоцептивной кинестетической афферентации. Вследствие этого движения становятся плохо управляемыми, нарушается возможность правильного воспроизведения различных поз руки, больные не могут показать без предмета, как совершается то

Таблица 1.7
Схема лечебной гимнастики при атаксиях (по О.Г.Когану, В.Л.Найдину,1988)

Тип упражнений Упражнения
Общеукрепляющие Маховые движения в крупных суставах, повороты и наклоны корпуса. Шейно-тонические упражнения «лезгинка».
На меткость и точность движений В отдельных суставах и конечностях — плавные движения по определенной траектории с остановками по команде. Попадание в цель рукой или ногой.
По мере уменьшения степени атаксии — те же упражнения с приемами затруднения (с преодолением «возмущающих» воздействий в виде увеличения массы сегмента конечности различными грузами, снижения освещения, посторонних толчков).
На повышение согласованности действий в разных суставах Движения конечности с выключением одного или двух суставов с помощью лонгеты.
Движения разных конечностей (руки и ноги, двух ног и рук) с направленным согласованием.
Усиление естественных синергий (сознательное акцентирование). По мере уменьшения степени атаксии — выполнение согласованных движений со всеми приемами затруднения.
Баллистические упражнения Броски в цель с постепенным возрастанием массы предмета и удаленности цепи, уменьшением площади цели.
Глазодвигательная гимнастика Фиксация глазами неподвижной точки с медленными поворотами и наклонами головы (продолжая фиксировать эту точку). Движения глазами в различных направлениях при неподвижной голове. По мере уменьшения вестибулярных и атактических нарушений увеличивается амплитуда движений глазных яблок и число повторений упражнения.
Равновесие и ходьба Поддержание равновесия в положении сидя, стоя с постепенным уменьшением площади опоры и увеличением дестабилизирующих влияний (например, раскачивающие движения рук, внешние толчки). Тренировка равновесия при ходьбе с постепенным ее усложнением (ходьба по следовой дорожке, по неровной поверхности, передвижение спиной ипи боком вперед, сочетание ходьбы с глазодвигательной гимнастикой).
Стояние и ходьба с увеличением массы корпуса (рюкзак сзади и спереди), вначале в параллельных брусьях, затем — вне брусьев.
Тренировка мышечно- суставного чувства Угадывание формы и массы предметов с постепенным уменьшением их размеров.
Прижатие суставных поверхностей, движения после предварительного
натяжения суставной капсупы.
Увеличение массы предметов для манипуляции.
Устранение гиперметрий Манипуляции предметом с измененным захватом. Упражнения с утяжеленными предметами.
Упражнения с коротким способом воздействия (удар, рывок) и с приемами «возмущения».
Читайте также:  Субхондральный склероз что это за болезнь и как она лечится Всё о склерозе

Примечание: при выраженной атаксии упражнения выполняются в положении лежа, при умеренной и легкой — в положениях сидя, стоя, при ходьбе.

или иное действие (как зажечь спичку, как налить воду в стакан и т. д.). При пространственной апраксии в первую очередь нарушаются зрительно-пространственный синтез и пространственные представления, возникают затруднения при выполнении пространственно-ориентированных действий (трудно застелить постель, одеться и т. д.), при конструировании целого из отдельных частей. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении последовательности, временной организации двигательных актов (нарушение предметных действий, графических проб, персеверации, или бесконтрольное продолжение раз начавшегося движения). Регуляторная апраксия характеризуется нарушением программирования движений, отключением сознательного контроля за их выполнением, заменой нужных движений моторными шаблонами и стереотипами.
Существуют также характеристики апраксий в соответствии с пораженным двигательным органом (апраксия туловиша, оральная апраксия, или апраксия губ, языка, шек и т. д.) либо в соответствии с характером нарушенных движений и действий (апраксия позы, апраксия ‘подражательных движений). Анализ топографических соответствий той или иной формы апраксии зонам поражения коры головного мозга приведен в руководствах по нейропсихологии.
Диагностика апраксии обычно является функцией нейропсихолога. Однако и врач-реабилитолог должен уметь выявить признаки этой формы двигательных нарушений. Ниже приводится краткая схема обследования, которая может помочь реабилитологу в решении данной задачи (более детальные схемы и подробное описание тестов можно найти в специальных руководствах — например, в книге Е.Д. Хомской «Нейропсихология», 1987г.).

Схема обследования больного для выявления апраксии

1. Выполнение простых интрукций (перебор пальцев, сжимание руки правой, левой).
2. Праксис позы (воспроизведение правой рукой позы пальцев кисти левой руки, и наоборот).
3. Динамический праксис (выполнение серий последовательных движений кисти по смене ее позы: постукивание по столу кулаком — ребром ладони-ладонью).
4. Выполнение действий по подражанию (повторить демонстрируемые движения — например, исследующий, сидя лицом к больному, поднимает вперед правую руку ладонью вверх и предлагает больному точно повторить это движение).
5. Выполнение символических действий (попрощаться, поманить пальцем).
6. Выполнение действий с воображаемыми предметами (показать, как пилят дрова, забивают гвозди, размешивают сахар в стакане с чаем).
7. Выполнение действий по заданию (взять со стола книгу и переложить ее на стул).
8. Выполнение действий с реальными предметами (застегнуть пуговицы, завязать узел, зажечь спичку, надеть рубашку).
9. Конструктивный праксис:
а) срисовывание или выкладывание из палочек по образцу квадрата, ромба, ломаной линии;
б) рисование по вербальному заданию — стола, звезды, домика;
в) рисование трехобъемной геометрической фигуры — куба;
г) рисование с переворачиванием фигуры (многоугольника) на 180 градусов в горизонтальной плоскости.
Ведущим средством реабилитации при апраксиях является кинезотерапия.
К основным принципам построения занятий относятся следующие [Добровольский В.К.и соавт., 1986]:
(1) Занятия проводятся строго индивидуально, с учетом общего состояния, уровня интеллекта, сопутствующих нарушений высших корковых функций (афазия, агнозия).
(2) Тщательный инструктаж пациента, по мере необходимости — повторение объяснений (иногда многократное) в спокойном тоне. Больному рекомендуется сопровождать выполнение упражнений самостоятельными словестными объяснениями того, что он делает.
(3) Поскольку для пациентов харак быстрая утомляемость, первоначальная длительность занятий не должна превышать 15-20 минут, в дальнейшем — не более 35-40 минут, обязательно чередование упражнений с отдыхом. При этом рекомендуется многократное повторение восстанавливаемого движения на протяжении всего дня.
(4) Постепенный переход от простых заданий к более сложным.
Закрепление каждого нового приобретенного навыка многократным повторением и отработка более сложных действий только после усвоения предыдущих.
(5) Длительность курса кинезотерапии (от 2-3 месяцев до 2 и более лет) с привлечением к обучению родственников пациента При нарушении замысла действия и последовательности отдельных движений (при идеаторной или, по А.Р.Лурии, регуляторной апраксии) обучение сложным действиям начинают с расчленения этого действия на более простые. Например, при обучении одеванию рубашки или халата вначале дается задание научиться надевать рукав на одну руку, по освоении этого действия переходят к обучению надевания рукава на другую руку, затем к тренировке застегивания пуговиц.
При утрате выполнения действий по заданию вначале больному предлагают осуществить несложные бытовые действия (типа «перевесить полотенце со спинки кровати на спинку стула») с постепенным их усложнением (например, перевесить полотенце, предварительно сложив его по ширине или длине).
При нарушении действий не только по заданию, но и по подражанию (моторная, или, по А.Р.Лурии, кинетической апраксии) обучение начинают с тренировки простых поз (например, скрестить руки на груди, вытянуть руки вперед и т. д.) с постепенным усложнением поз (скрестить вытянутые вперед руки, положить правую кисть на левую и т. п.).
При нарушении конструктивного праксиса, или, по А.Р.Лурии, пространственной апраксии, пациенту сначала даются простейшие задания по составлению из частей целого (построение тупого или острого угла из двух спичек) с дальнейшим их усложнением (построение треугольников, квадратов, составление из спичек букв).
При кинестетической апраксии больного тренируют в определении консистенции и формы предмета (под зрительным контролем и без него), создают направленную компенсацию со стороны зрительного анализатора, используют аппараты биологической обратной связи.

Читайте также:  Атопический дерматит у детей; ФГБУ «НМИЦ им

Апраксия

, MD, PhD, Memory Impairment and Neurodegenerative Dementia (MIND) Center, University of Mississippi Medical Center

Пациенты с апраксией не могут вспомнить или выполнить последовательность движений, необходимых для выполнения простых целенаправленных или комплексных задач, даже несмотря на то, что физически они могут выполнить задачу.

Врачи просят пациента выполнить или имитировать выполнение обычных заученных задач, а также могут проводиться тесты для оценки функции головного мозга и визуализирующие исследования.

Специалисты по лечебной физкультуре и трудотерапевты могут помочь обезопасить окружающую обстановку и предоставить устройства, которые помогут пациентам с апраксией лучше функционировать.

Апраксия встречается относительно редко.

Причины

Апраксия обычно вызывается поражением теменных долей или нервных путей, соединяющих эти доли с другими отделами головного мозга. В этих областях хранится память о заученных последовательностях движений. Реже апраксия является результатом повреждения других отделов головного мозга.

Симптомы

Пациенты с апраксией не могут вспомнить или выполнить последовательность движений, необходимых для выполнения простых целенаправленных или комплексных задач, даже несмотря на то, что физически они могут выполнить задачу и им по силам отдельные этапы такой задачи. Например, они не могут застегнуть пуговицу — процесс, состоящий из серии шагов — даже если кисти их рук физически могут выполнить эту задачу. Обычно пациенты не осознают у себя такое нарушение.

Пациенты с вербальной (речевой) апраксией не могут произносить основные звуковые сочетания речи вследствие нарушения в инициализации, координации или последовательности мышечных движений, необходимых для речи.

Некоторые формы апраксии затрагивают выполнение только определенных задач. Например, люди могут утратить способность выполнять любое из перечисленного: нарисовать рисунок, написать записку, застегнуть куртку, завязать шнурки, взять трубку телефона или играть на музыкальном инструменте.

Читайте также:  Можно ли носить однодневные линзы несколько дней 1

Диагностика

Тесты для оценки функции головного мозга

Визуализирующие исследования, такие как компьютерная томография или магнитно-резонансная томография

При диагностике апраксии врачи просят пациента выполнить или имитировать выполнение обычных заученных задач, например, чистки зубов или использования ножниц или отвертки. Врачи также проводят физикальное обследование, чтобы установить, вызваны ли симптомы мышечной слабостью или нарушениями в мышцах или суставах.

Членов семьи или лиц, осуществляющих уход, расспрашивают, насколько хорошо пациент справляется с повседневными действиями, например, пользованием приборами во время еды, приготовлением пищи и письмом.

Могут выполняться стандартизированные тесты для оценки функции головного мозга (нейропсихологическое обследование). Такие тесты включают вопросы и/или просьбы выполнить определенные движения (например, помахать рукой или показать, как пользуются молотком).

Чтобы установить причину поражения головного мозга, обычно проводятся визуализирующие исследования, такие, как компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ).

Прогноз

В зависимости от причины некоторые люди с апраксией продолжают утрачивать функцию и становятся зависимыми. Им требуется помощь с повседневной деятельностью и некоторый надзор. Тем не менее, если апраксия возникла в результате инсульта, у пациентов может отсутствовать прогрессирующая утрата функции, и даже может отмечаться некоторое улучшение.

Гидроцефалия

называют состояние, характеризующееся накоплением церебро-спинальной жидкости (ЦСЖ) в полости черепа.

В большинстве случаев гидроцефалия носит заместительный характер (внутренняя и наружная заместительная гидроцефалия). Причиной наружной заместительной гидроцефалии является атрофия мозговой ткани, вызванная нейродегенеративным процессом, дисциркуляторной энцефалопатией или черепно-мозговой травмой. В этом случае гидроцефалия не сопровождается повышением внутричерепного давления. Выделяют наружную заместительную гидроцефалию (без расширения желудочковой системы мозга) и внутреннюю (с расширением желудочковой системы мозга) заместительную гидроцефалию.

При обструкции путей оттока ЦСЖ на уровне желудочковой системы развивается обструктивная, или несообщающаяся, гидроцефалия. Обструкция путей оттока ЦСЖ может быть обусловлена объёмным процессом (опухолью, абсцессом и др.), кистой, аномалией развития кранио-вертебрального перехода.

При нарушении всасывания ЦСЖ в субарахноидальном пространстве развивается необструктивная, или сообщающаяся, гидроцефалия. Нарушение всасывания ЦСЖ может быть обусловлено поражением мягкой мозговой оболочки на фоне инфекции, субарахноидального кровоизлияния, черепно-мозговой травмы и т.д.

Одним из вариантов необструктивной гидроцефалии является нормотензивная гидроцефалия, или гидроцефалия нормального давления. Из-за нарушения всасывания ЦСЖ происходит расширение желудочков мозга, при этом давление ЦСЖ остаётся нормальным, нет клинических признаков внутричерепной гипертензии.

Клинические проявления гидроцефалии

Клинические проявления гидроцефалии зависят от возраста пациента.

Если гидроцефалия головного мозга развивается в раннем детском возрасте, отмечаются увеличение головы, расхождение швов, выбухание большого родничка, усиление венозного рисунка на коже головы. При остром развитии гидроцефалии головного мозга наблюдается повторная рвота, при хроническом – задержка психического развития ребёнка.

После того как швы закроются, гидроцефалия проявляется клиническими признаками внутричерепной гипертензии. Исключением является нормотензивная гидроцефалия. Клиническая картина нормотензивной гидроцефалии складывается из трёх основных симптомов – нарушения ходьбы («апраксия» ходьбы), нарушения мочеиспускания (учащение, затем – недержание) и нарушения когнитивных функций (деменция).

Диагностика гидроцефалии

Рентгенографическими признаками длительной внутричерепной гипертензии служат расширение турецкого седла, пороз и деструкция его стенок.
Основным методом, позволяющим выявить причину гидроцефалии, является магнитно-резонансная томография головного мозга.
Такие признаки, как усиление рисунка пальцевых вдавлений на рентгенограмме черепа и расширение III желудочка по данным эхоэнцефалоскопии, не имеют диагностического значения.

Лечение гидроцефалии

При обструктивной гидроцефалии производят удаление образования, препятствующего оттоку ЦСЖ.
В других случаях гидроцефалии, в том числе при нормотензивной гидроцефалии, для лечения гидроцефалии накладывают шунты для обеспечения оттока ЦСЖ.

Консервативное лечение гидроцефалии (диуретики, повторные люмбальные пункции) обычно используют в качестве временной меры и при возможности спонтанного регресса первичного процесса.

Лечение гидроцефалии в Нижнем Новгороде

Лечение гидроцефалии в Нижнем Новгороде проводится в Клинике Неврологии и Эпилептологии ТОНУС ЛАЙФ. Нейрохирург уточнит причину гидроцефалии и определит наличие показаний к проведению нейрохирургического лечения гидроцефалии.

Ссылка на основную публикацию
Что происходит в организме, если есть много соли 55 77 — ЖЖ
Влияние соли и сахара на организм Самый быстрый способ продлить жизнь Люди ищут эликсир бессмертия уже тысячи лет, пытаясь сохранить...
Что нужно знать об опухолях головного мозга Краевая клиническая больница
Как долго живут с опухолью головного мозга 2 минуты на чтение Опухоль мозга – это новообразование внутри черепной коробки, которое...
Что нужно кушать чтобы росла грудь моделируем бюст посредством коррекции питания
Продукты для увеличения груди Многим девушкам хотелось бы знать, какие продукты для увеличения груди им кушать. Не каждая решится лечь...
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо? Вся правда о влиянии животного белка на организм Если вы думаете,...
Adblock detector