Что такое десоциализация причины, механизм, ресоциализация

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

Понятие «ресоциализация» обладает междисциплинарным статусом и используется различными отраслями знаний: социологией, педагогикой, юриспруденцией и пр. Соответственно, сущность и содержание процесса ресоциализации определяются в зависимости от позиций и взглядов его исследователей.

К понятию ресоциализация достаточно близко понятие «реабилитация», под которым, например, авторы сборника «Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле как «возврат необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной жизни в обществе самой личности освобожденного из мест заключения» [1]. В данном случае достаточно сложным является определение понятий «здоровая» жизнь и «полноценная» жизнь. В буквальном смысле «здоровая» жизнь означает жизнь без каких-либо заболеваний, и бесспорно, нам всем бы хотелось достичь такого состояния и для этих подростков, и для всех членов нашего общества, но, скорее всего, данная цель является иллюзорной. Недостижимым также является стремление к полноценной жизни, так как полноценность может определяться только самой личностью, для каждой личности критерии полноценности разные и стремиться к их достижению может только сама личность. Для того чтобы говорить о полноценности жизни в рамках реабилитации или ресоциализации, было бы необходимым определить какие-то минимальные границы такой полноценной жизни, что думается, весьма сложным.

Процесс ресоциализации рассматривается отдельными авторами в достаточно узком смысле. Так, например, В. Л. Васильев ставит процесс ресоциализации в один ряд с такими процессами, как «перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщение их к трудовой деятельности и нормальной социальной среде, отслеживание динамики личности осужденного, разработка рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных» [2]. Таким образом, ресоциализация в данном понимании является отдельным направлением общей работы с осужденным. Думается, что такой подход сводит процесс ресоциализации только к адаптации осужденного в обществе. С этим нельзя согласиться, т.к. адаптировать человека, освобождающегося из мест лишения свободы в обществе можно только посредством его исправления, приобщения к трудовой деятельности и к нормальной социальной среде и т.д.

Мы рассматриваем ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей как целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и (или) способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права. Данный процесс направлен на восстановление индивида в качестве социализированного члена общества с целью недопущения рецидива правонарушений.

Социальная, педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная, психологическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступления, направленная на предупреждение совершения ими новых преступлений является важным направлением профилактической работы. Именно эти направления работы составляют суть ресоциализационной работы с подростками, совершившими преступления и находящимися в местах лишения свободы.

Ресоциализация – сложное многофункциональное явление, результат которого – приспособление индивида к жизни в социуме. Следовательно, процесс ресоциализации растянут во времени и может быть разделен на отдельные этапы. Разумеется, это деление условно, так как она представляет собой процесс, протекающий непрерывно.

Основываясь на имеющемся научном понимании вопроса, можно предложить следующую структуру процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей с учетом ведущей роли основных социальных институтов [3]:

1) начальная ресоциализация. Предполагает ломку стереотипа «правонарушитель», «трудный подросток», т. е. в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор имела для него исключительную значимость. На данном этапе реализуется целеполагающая функция ресоциализации, в результате чего появляется возможность изменить вектор поведения личности несовершеннолетнего правонарушителя с преступного на социально одобряемый;

2) частичная (неустойчивая) ресоциализация. В этот период возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о несовершеннолетнем у ближайшего окружения. На данном этапе реализуются адаптивная и интегративная функции ресоциализации;

3) полная ресоциализация. Характеризуется завершением процесса ресоциализации. На этом этапе у подростка складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественно-полезном труде. При этом необходимо отметить, что стабилизирующая функция реализуется на всех этапах ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, потому что она относится не к личности правонарушителя, а к обществу в целом. Таким образом, процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей предполагает переориентацию их асоциальной направленности, формирование ценностно-нормативных представлений и соответствующих этим представлениям навыков социального поведения, формирование положительного социального статуса у бывшего правонарушителя.

Читайте также:  Клещевой боррелиоз (болезнь Лайма) — симптомы и последствия боррелиоза - Официальный сайт ГБУЗ «Тима

– ресоциализация – это процесс, т.е. длящийся во времени, включающий в себя определенные стадии, смену состояний;

– целенаправленность процесса означает, что весь ход ресоциализации подчинен одной цели, исходя из которой и определяются оперативные цели и строятся задачи; цель ресоциализации определяется в самом понятии, т.е. возвращение и приобретение необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права;

– возвращение необходимых возможностей и способностей. Большинство подростков, находящихся в местах лишения свободы, из неблагополучных семей, тем не менее, у каждого из них есть что-то позитивное в прошлом, на что можно опереться в процессе ресоциализации – это могут быть связи с близкими родственниками, знания, полученные в школе, умения, полученные в училище, в процессе работы, какие-то черты характера, творческие, спортивные способности, даже мечты и др.;

– это процесс приобретения необходимых возможностей и способностей. Прежде всего это получение профессии, выбор и нахождение мета работы, учебы; решение вопросов с жильем; получение правовых знаний и др. В данном случае речь идет о минимально необходимых возможностях и способностях. Причем возможности могут быть как более или менее объективные, т.е. не в полной мере зависящие от самого несовершеннолетнего, например, решение вопросов с жильем, возможность трудоустройства в регионе и др., с другой стороны, возвращение и приобретение способностей – это фактор субъективный, непосредственно зависящий от подростка, от его желания работать, учиться, поддерживать связь с родственниками, решать иные свои проблемы;

– процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего, его поведение должно соответствовать нормам права, которые устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе.

Вся деятельность по ресоциализации несовершеннолетних должна строиться на принципах – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, которые могут иметь общий и индивидуализированный характер. К общим принципам, т.е. распространяющимся на всех несовершеннолетних, относятся следующие [4]:

– комплексность подхода, т.е. участие в мероприятиях по ресоциализации не только специалистов различного профиля: юристов, педагогов, психологов, воспитателей, духовенства, но и людей из различных социальных групп, разного возраста; комплексность подхода означает не только участие специалистов различного профиля в работе с подростком, но и взаимодействие всех этих специалистов между собой, преследование общей цели в процессе ресоциализации, согласование мероприятий между собой, совместное анализирование всего процесса ресоциализации;

– поэтапность процесса ресоциализации означает, что эта деятельность носит плановый характер; мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, делятся, прежде всего, на два основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;

– систематичность – важный признак процесса ресоциализации, означающий, что мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации идут непрерывно во времени; однако, необходимо отметить, что если на пенитенциарной стадии систематичность процесса ресоциализации достаточно реальна, то на постпенитенциарной не всегда осуществима;

– процесс ресоциализации должен быть максимально индивидуализирован, т.е. должен учитывать как субъективные факторы, так и некоторые объективные условия (например, регион проживания подростка, а также городская или сельская местность и др.); необходимо отметить, что индивидуализация наказания несовершеннолетнего есть гарантия успешности всего процесса ресоциализации;

– соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса позволит не только избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с одной стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой стороны, унижают его достоинство, используют насилие, но и даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности прав человека, самой личности человека;

– активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом сколько субъектом ресоциализаци; с одной стороны удается избежать «потребительства», а с другой стороны, узнать лучше подростка, его проблемы;

Читайте также:  Овуляция после отмены Джес восстановление, зачатие, влияние во время беременности, отсутствие овуляц

– активизация позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то хорошее, позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса ресоциализации.

В соответствии с этими принципами происходит реорганизация деятельности социальных институтов по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, которая предполагает разработку и внедрение в широкую практику институтов образования и здравоохранения коррекционно-реабилитационных программ для несовершеннолетних правонарушителей, а также специализированную работу с семьей, воспитывающей подростка-правонарушителя.

Бесспорно, что степень ресоциализации каждого подростка зависит не только от ресоциализацион-ных программ, но и от его индивидуальных психологических установок, мировоззрения, характера, в конце концов какой-то конкретной ситуации. Однако, все осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они вернутся, зависит наше благополучие и будущее.

Список литературы:

  1. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб., 2001. – С. 4.
  2. Васильев В. Л. Юридическая психология. – СПб., 2002. – С. 627.
  3. Камилова Н. Г., Юлдашева Р.М. Принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – Вып. 2. – Т. 10. – 2012. – С. 41-42.
  4. Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: понятие и принципы // Сибирский юридический вестник. – 2004. – № 2. – С. 82-83.[schema type=»book» name=»РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ» description=»В статье рассмотрено понятие «ресоциализация», основные признаки, стадии и принципы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.» author=»Привалова Виктория Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-20″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]

Ресоциализация — это что? Как проходит процесс ресоциализации личности?

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

Читайте также:  Курение во время беременности мнения врачей

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

Заключение

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус. Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться. Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

  • РЕПУТАЦИЯ
  • РЕСПОНДЕНТ

Смотреть что такое «РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — см. Социализация … Юридический словарь

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — СОЦИАЛИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Ресоциализация — (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни… … Википедия

ресоциализация — 2.1.32 ресоциализация: Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ресоциализация — resocializacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Patirties perėmimas, naujų vertybių, įgūdžių išsiugdymas vietoje ankstesnių, netvirtai išugdytų arba pasenusių veiklos vyksme. Resocializacija svarbi užbaigus sportinę karjerą.… … Sporto terminų žodynas

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Ресоциализация — (ре + лат. socialis – общественный). Один из аспектов реабилитации. Характеризуется возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации … Толковый словарь психиатрических терминов

ресоциализация — см. социализация … Большой юридический словарь

Ресоциализация — (ре лат. socialis – общественный) – аспект реабилитации, означает восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним обстоятельств социальных связей индивида … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. re приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis общественный) англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его… … Толковый словарь по социологии

Ссылка на основную публикацию
Что такое гайморит какие симптомы и как его лечить у взрослых
Стадии развития гайморита При заболевании гайморитом человек ощущает некий дискомфорт в зоне носа или лобной доле лица. Наиболее распространенный вопрос...
Что происходит в организме, если есть много соли 55 77 — ЖЖ
Влияние соли и сахара на организм Самый быстрый способ продлить жизнь Люди ищут эликсир бессмертия уже тысячи лет, пытаясь сохранить...
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо? Вся правда о влиянии животного белка на организм Если вы думаете,...
Что такое гематология крови 2
Помощь гематологическим пациентам Гематология в переводе с греческого – учение о крови. Гематология – это раздел физиологии и медицины, изучающий...
Adblock detector