Что такое дислексия и как с ней справляться — Телеканал «О! »

Дислексия музыкальная

Дисграфия и дислексия — кто виноват, и что делать?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

ДИСЛЕКСИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). Более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению.

У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Таким образом, дислексия определяется в результате наблюдения за ходом освоения нового учебного навыка для ребёнка и его анализа. При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую, «бухштабируются». Например, РАМА — Р,А,М,А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении лишних звуков при чтении, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Формы дислексий и дисграфий

Фонематическая дислексия и дисграфия

Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.

Оптическая дислексия и дисграфия

Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З — Э, Р — Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, З — В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.

Читайте также:  Как избавиться от катаракты - Все методы лечения от меда до операции СЕГОДНЯ

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия.

Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать,что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.

Что могут сделать родители?

• Первое — это, конечно, посетить специалиста, для точности постановки диагноза. И уже потом совместно с врачом, разрабатывать и искать пути коррекции этих проблем.

• Запомните! Не когда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – ведь если ребенок не владеет анализом речевого потока, или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.

• Бывает и так, что причину нарушений письма или чтения, отыскать не удается. И родителям кажется, что для дисграфии здесь нет никакой почвы. Эти случаи можно объяснить так – письмо, сложный вид деятельности, который состоит из ряда разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все составляющие их звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные, а также определять последовательность звуков в слове, не говоря уже о необходимости соблюдения графических норм и хотя бы самых элементарных грамматических правил. Детям тяжело соединить все эти операции в одну, и не стоит удивляться, если по отдельности ребенок все это умеет, но не может выполнить все операции одновременно. А тем более тяжело соединить эти операции воедино, если хотя бы одной из них ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.

Советы родителям специалисты дают разные, меня заинтересовали те, которые, возможно не совсем традиционны, но логика в них есть:

  1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, и среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.
  1. Запишите ребенка в секцию ушу. Китайская гимнастика как нельзя лучше поможет справиться с проблемами правописания, так как в ее основе — дыхательные упражнения, подстегивающие развитие подкорки.

3. Вашему малышу не подходит ушу? Запишите его в музыкальную школу — занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику рук, что немедленно и лучшим образом отразится на письме.

4.Приучите его каждое утро и вечер массировать шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность.

5. Без игр никак нельзя – при всех видах дисграфии или дислексия, не будут лишними игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.

Если у ребенка нет четкого наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони, и отгадывать их.

Читайте также:  Вегетативная нервная система

7. Занимайтесь кинезиологическими упражнениями-они дают очень ощутимый результат! (Скачать можно в интернете.)

Facebook

  • हिन्दी
  • Русский
  • Nederlands
  • Frysk
  • English (US)
  • Polski
  • Türkçe
  • Deutsch
  • Français (France)
  • Español
  • العربية
  • साइन अप करें
  • लॉग इन करें
  • Messenger
  • Facebook Lite
  • Watch
  • लोग
  • पेज
  • पेज श्रेणियाँ
  • स्थान
  • खेल
  • स्थान
  • Marketplace
  • Facebook Pay
  • समूह
  • Oculus
  • पोर्टल
  • Instagram
  • स्थानीय
  • अनुदान संचय
  • सेवाएँ
  • परिचय
  • विज्ञापन बनाएँ
  • पेज बनाएँ
  • डेवलपर
  • करियर
  • प्राइवेसी
  • कुकी
  • विज्ञापन विकल्प
  • शर्तें
  • हेल्प सेंटर
  • सेटिंग
  • एक्टिविटी लॉग

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИСЛЕКСИЯ — ДИСМУЗИЯ.

Говоря о музыкальном образовании в западном мире, часто подчеркивают понятие музыкальной грамотности, т.е. умение свободно читать музыкальные тексты, ноты. Думаю вы догадываетесь, что это не легкая задача даже для профессиональных музыкантов. Что законно вызывает вопрос: «Cуществует ли такое явление, как # ДИСМУЗИЯ » или # музыкальная_дислексия ?»
Дисмузия (музыкальная дислексия) или неспособность читать ноты, т.е. явление подобное дислексии или дискалькулии, когда человек неспособен читать буквы, знаки препинания или математические знаки и символы.

# Дислексия — это неврологическая особенность влияющая на нарушение обучаемости, состоящая в том, что мозг не способен обрабатывать написанное слово, даже если человека надлежащим образом обучали чтению. Исследователи спорят о причинах этого явления и методах лечения, однако в настоящее время доминирует теория, согласно которой люди, страдающие дислексией, не способны к фонологической обработке слова, т.е. не могут, видя символ (букву или фонему), соотнести его со звуком речи. Дислексию до сих пор в состоянии диагностировать только очень узкий круг специалистов и полагают, что от нее страдает более 10% популяции мира.
В 2000 году Нейл Гордон, детский невролог, предположил и выдвинул идею музыкальной дислексии (дисмузии), основываясь на многочисленных свидетельствах того, что области мозга, участвующие в чтении музыкальных знаков и чтение текста, различны.
Мысль о том, что #дислексия оказывает влияние на прочтение неязыковых символов, не является новой. Например, такая неврологическая особенность, как # дискалькулия ( # Dyscalculia ) — это трудность с восприятием и освоением математических символов. Недавние исследования подтверждают, что дислексию и дискалькулию можно выделить, как уникальное, самостоятельное явления со своими причинами. Считается, что дискалькулия связана с дефицитом в теменной доли мозга, участвующей в обработке пространственной информации. Если мозг обрабатывает слова и математические символы по-разному, почему не быть специальному способу и для обработки музыкальных символов?
Дело в том, что в чтение музыки вовлечен весь мозг.
Музыкальная знаковая система, подобно языковой, является высокоразвитой системой кодирования. Это позволяет ей быть записанной и передаваться от композитора к исполнителю. Однако музыка, в отличие от языка, использует пространственное обозначение для высоты звука. Страница разделена на нотные линейки по пять строк в каждой. Основное правило состоит в том, что чем выше символ расположен на линейке, тем выше тон.
В отличие от букв в тексте, ноты могут быть объединены, что обозначает одновременное исполнение нескольких нот — аккорды. В музыке также используется система символов, обозначающая, как следует исполнять ноты. Эти символы могут обозначать продолжительность (ритм), громкость и другие черты исполнения. В музыке также используются письменные слова, обозначающие характер выразительности самой музыки или стихотворный текст, на эту музыку положенный. Текст может быть написан на языке, неизвестном исполнителю.
Такое различие внешних черт письменных систем позволяет предположить, что мозг читает музыку и текст разным способом. Скорее всего так оно и есть в действительности, по крайней мере, до определенной степени. Возможно, что при чтении музыки и текста задействованы разные системы мозга.
Понятно, что для нашего мозга чтение музыки — это широкая, мультимодальная деятельность, в которой одновременно участвуют различные зоны мозга. Сюда относятся моторная, зрительная, слуховая, аудиовизуальная, соматосенсорная, теменная и лобная зоны, а также оба полушария и мозжечок, что делает чтение музыки поистине общим делом всего мозга. Однозначно, что тренировки и музыкальные упражнения усиливают нейронные связи. Даже чтение одной ноты активирует у музыканта сложную нейронную сеть. Хотя часть этой сети задействована и при чтении музыки, и при чтении текста, системы, необходимые для этих видов деятельности, во многом независимы. Предположительно, схемы активации зон мозга при чтении текста и музыки различны.
Наличие проблем головного мозга, особенно если они распространяются, как это было в случае с композитором Морисом Равелем, известному широкой публике благодаря своему «Болеро», с высокой вероятностью лишает человека способности как к чтению текста, так и к чтению музыки. Равель страдал одной из форм лобно-височной деменции.
Однако в ряде случаев более локальное поражение мозга лишает человека способности читать одну из систем кодирования, способность же читать другую сохраняется.
Ян Мак Дональд, невролог и пианист-любитель, задокументировал собственную потерю и восстановление способности прочтения музыкальных текстов, после инсульта, при том что способность обычного чтения у него не была затронута.
Имеются описания случая профессиональной пианистки, которая из-за дегенеративного заболевания головного мозга (Posterior Cortical Atrophy) потеряла способность чтения нот, сохранив при этом обычный навык чтения на протяжении долгих лет. Другие случаи, демонстрируют обратную картину: музыкант потерявший способность читать, сохранил способность освоения музыкальных текстов.

Случаи, когда поражение мозга по-разному отражаются на музыкальных и языковых способностях, вызывают интерес ученых уже не одно столетие. Самое раннее сообщение о человеке, который мог петь, но не мог говорить, можно найти в статье за 1745 год, «О немом, который мог петь».
В не столь отдаленное от нас время, русский композитор Виссарион Шабалин после тяжелого инсульта утратил дар речи, но сохранил способность сочинять музыку. Сохранение способности петь при утрате речевых навыков сделало возможным создание такого метода музыкальной терапии, как мелодико-интонационная терапия (Melodic Intonation Therapy), которая по своей сути, заменяет речь пением. Это позволяет пациентам осуществлять вербальную коммуникацию. Эти и многие другие случаи показывают, что музыка и речь являются в определенной степени независимыми неврологическими процессами.
Независимые аспекты способности чтения могут иметь место и внутри общей способности чтения нот. Известны случаи, когда музыканты теряли способность читать тональность, но сохраняли способность читать ритм, и наоборот. Имеются исследования, проведенные с помощью МРТ подтверждающие, что мозг обрабатывает высоту звука (тональность), как пространственную информацию, а ритм, как узнавание символа, т.е. по-разному.

Читайте также:  Дыхательные шумы, патологические - Симптомы - Симптомы - Внутренняя Mедицина

Музыкальная или нотная дислексия (дисмузия).
Современные исследования приближают нас к ответу на вопрос, каков специфический механизм музыкальной дислексии. Этот дефицит восприятия знаков может касаться высоты, тональности или только музыкальных символов, бывает, что и того, и другого. Однако до сих пор не известно ни одного случая, который можно было бы без всяких сомнений назвать музыкальной дислексией и хотя ученные подошли близко к этому, чтобы определить, как дислексия влияет на способность читать ноты, но окончательного результата пока нет.
В развитых странах детей обязательно учат читать тексты, но не всегда учат читать ноты. Даже когда их этому учат, неспособность читать ноты обычно не расценивают как серьезный повод для беспокойства. Многие талантливые музыканты, с абсолютным слухом, способны работать на высоком профессиональном уровне, просто заучивая музыку на слух. Среди музыкантов можно наблюдать самые различные уровни способности к чтению нот. Это особенно заметно при чтении нот с листа (первом исполнении музыкального произведения). Определение понятия музыкальная дислексия сможет помочь многим людям и объяснить, почему одни музыканты хорошо читают ноты с листа, а другие нет.
Меня, как специалиста в области коррекции дислексии, этот вопрос волнует по-особому, потому, что даже если ребёнок музыкально одарён, как правило, он не может найти воплощения этому Дару.
Даже при наличии хорошего слуха, # ребенок_с_дислексией , затрудняется освоить музыкальную грамоту и плохо ориентируется в нотах. Прогноз, как сложится его музыкальная карьера, дать невозможно, обычно такой ребенок не задерживается и в музыкальной школе, так как не может научиться играть с листа, разочаровывается, устает и отказывается от очередной мечты, даже при наличии явных музыкальных способностей.
# Метод_Дейвиса — единственный, который позволяет разрешить и скорректировать музыкальную или так называемую нотную дислексию.
Только в центре DARON, есть специалисты, которые владеют техникой освоения музыкальной грамоты методом Дейвиса.

С уважением.
Лора Закон.
Руководитель Международного центра DARON
Методист Международной Ассоциации Дейвиса

Как определить, что у ребенка дислексия, и что с этим делать

«В третьем классе учительница посоветовала родителям перевести меня в спецшколу. Сказала, у меня синдром замедленного развития», — сообщает мне Мария Парфёнова, едва мы усаживаемся за столик на крыше бара «Бардели», в котором дочь журналиста Леонида Парфёнова и кулинара Елены Чекаловой успешно трудится управляющим. Парфёнова-младшая без всяких замедлений развивает связи с общественностью и в модном 15 Kitchen + Bar, а еще владеет тремя языками и легко ведет светские дискуссии об истории. Но Мария — дислектик. Как и каждый десятый человек в мире.

«Даже сегодня мало кто знает о дислексии, а в моем детстве о ней вообще не слышали, — говорит Мария. — В школе меня не считали за человека: «Двадцать две ошибки в диктанте! Ну что с нее взять?»» Лишь один преподаватель рискнул предположить, что Маша не просто ленится или отстает в развитии, и посоветовал сменить государственную школу на частную. Родители перевели ее в «Золотое сечение». А потом девочке поставили диагноз «дислексия». Так называется нарушение способности к овладению чтением и письмом при сохранении способности к обучению.

Дислектик воспринимает текст как образы, проще говоря, вместо слов видит картинки. Слова, не вызывающие у него визуальных ассоциаций, он при чтении просто пропускает. Часто к концу предложения, с чтением которого другие дети могут справиться играючи, дислектик обессилевает от нервного напряжения. Пересказать прочитанное ему почти не под силу. А еще дислектики не видят ошибок в написании слов и чисел. Часто такой ребенок меняет буквы или цифры местами: например, решая задачу по арифметике, пишет «5 + 5 = 01» или рисует в прописи «Э» наоборот. Особенно тяжело детям-миллениалам: в эпоху соцсетей граммар-наци подстерегают дислектиков не только на уроках русского, но и в фейсбуке. Мария Парфёнова, к примеру, перестала писать посты с деепричастными оборотами. «Я не умею их согласовывать, — говорит она. — А люди комментируют: «Природа на вас отдохнула!»» Подобные странности выводят из себя неподготовленных педагогов и слишком амбициозных родителей. «Мои знакомые с дислексией — сейчас уже успешные взрослые люди — рассказывали, как их отцы в гневе выбивали двери детских, ломали письменные столы. Думали, что ребенок просто ленится, — говорит Мария Пиотровская, учредитель московской Ассоциации родителей и детей с дислексией. — Естественно, те впадали в глубокую депрессию. Педагоги не лучше: пытаясь сделать так, чтобы ученик догнал по показателям остальных, заставляли его читать вслух под секундомер. Для ребенка это колоссальный стресс».

Ссылка на основную публикацию
Что такое гайморит какие симптомы и как его лечить у взрослых
Стадии развития гайморита При заболевании гайморитом человек ощущает некий дискомфорт в зоне носа или лобной доле лица. Наиболее распространенный вопрос...
Что происходит в организме, если есть много соли 55 77 — ЖЖ
Влияние соли и сахара на организм Самый быстрый способ продлить жизнь Люди ищут эликсир бессмертия уже тысячи лет, пытаясь сохранить...
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо? Вся правда о влиянии животного белка на организм Если вы думаете,...
Что такое гематология крови 2
Помощь гематологическим пациентам Гематология в переводе с греческого – учение о крови. Гематология – это раздел физиологии и медицины, изучающий...
Adblock detector