Что такое инстинкты и есть ли они у нас; Нож

Виды инстинктов у человека

ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждение) — жизненно важная целенаправленная адаптивная форма поведения, обусловленная врожденными механизмами, реализирующаяся в ходе онтогенетического развития, характеризующаяся строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающая на специфические раздражители внешней и внутренней среды организма. Общепринятого определения И. не существует. В основе инстинктивного поведения сложного характера различают ряд этапов его осуществления: подготовительный, поисковый и завершающий. Поведение человека определяется социальными законами общества, членом которого он является, поэтому его инстинктивная деятельность значительно преобразована, приобретает иное значение и находится под контролем сознания.

И. ИГРОВОЙ — И., наблюдаемый у детенышей высших животных в ювенильном периоде перед половым созреванием и выявляемый в форме игровой активности. Игра служит для животного подготовкой к взрослому этапу жизни, способствует накоплению опыта путем игровых упражнений.

И. МИГРАЦИИ (лат. instinctus побуждение + migratio переселение) — И., характеризующийся передвижением животных на более или менее значительные расстояния, вызванный изменением условий существования в месте их обитания или обусловленный циклом их развития. Различают И. м. регулярные (суточные, сезонные) и нерегулярные.

И. ПИЩЕВОЙ (син. инстинкт пищедобывания, инстинкт питания) — И., направленный на активный поиск пищи и ее потребление. В основе И. п. лежит пищевая потребность, формирующая соответствующую мотивацию (см. Мотивация ). И. п. складывается из ряда этапов: поиска пищи, овладения ею, оценки ее съедобности и акта поедания. Большое значение имеет условнорефлекторный компонент пищевого поведения, приобретаемый животным в индивидуальном периоде жизни.

И. ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ — И., характеризующийся копированием поведенческих актов, которые не могут возникнуть другим путем. В большей степени И. п. присущи приматам, в меньшей — другим животным, напр. освоение птицами видотипичных звуков путем подражания.

И. ПОЛОВОЙ (син. инстинкт сексуальный, инстинкт продолжения рода) — см. Инстинкт размножения .

И. РАЗМНОЖЕНИЯ (син. инстинкт продолжения рода, инстинкт половой) — И., присущий всем организмам, имеющим нервную систему, направленный на воспроизведение себе подобных и обеспечивающий сохранение биологического вида. И. р. представлен у животных, имеющих нервную систему, в виде процесса оплодотворения или партеногенеза (см.). Наибольшее развитие И. р. получает у млекопитающих и включает ряд этапов: 1) половое влечение (либидо); 2) половой ритуал (см. Ухаживание ) ; 3) половое взаимодействие (копулятивный акт, половой акт) (см. Половой акт ) ; 4) процесс оплодотворения (см.); 5) беременность (см. Пренатальный период ); 6) роды; 7) лактация (вскармливание молоком матери); 8) воспитание потомства (см. Инстинкт родительский ).

И. РОДИТЕЛЬСКИЙ (син. инстинкт заботы о потомстве, инстинкт материнства) — И., характеризующийся защитой и питанием потомства со стороны родительских особей и обеспечивающий выживание и развитие потомства. К И. р. относят внутриутробный период развития организма в теле материнской особи, однако понятие «забота о потомстве» применяют лишь к постнатальному периоду (см. Постнатальный период ). Различают две основные формы И. р.: пассивную и активную. В первом случае родительская особь носит с собой яйцо или детеныша в специальных складках тела, сумках и т. д. (напр., сумчатые и др.). Активная форма И. р. выражается в действиях, направленных на устройство жилища, обогрева, кормления и защиты детенышей и др. И. р. у высших животных в значительной степени дополняется различными формами обучения детенышей (поиск пищи, распознавание хищников и др.).

И. СЕКСУАЛЬНЫЙ (син. инстинкт половой, инстинкт продолжения рода, инстинкт размножения) — см. Инстинкт размножения .

И. СОХРАНЕНИЯ ВИДА (син. инстинкт продолжения рода) — И., направленный на воспроизведение себе подобных и обеспечивающий сохранение биологического вида. И. с. в. включает И. половой и И. родительский (забота о потомстве) (см. Инстинкт половой , Инстинкт размножения , Инстинкт родительский ).

И. СТАДНЫЙ — жизненно важная, обусловленная сплавом врожденных и приобретенных механизмов, адекватная форма поведения сообщества млекопитающих животных (обычно представителей одного вида), представляющего собой стабильную группу, члены которой поддерживают между собой интенсивную коммуникацию (обмениваясь социально значимой информацией) и находятся в относительно постоянных отношениях друг к другу по территориальному и ранговому (иерархическому) распределению; эта форма поведения повышает вероятность сохранения биологического вида путем организации совместного нападения на добычу и защиты от врагов, совместного поиска и распределения ее между членами сообщества, совместного регулирования размножения в сообществе и выхаживания детенышей и др. Сообщества у птиц называют стаями, рыб — косяками. Чем выше эволюционный уровень сообщества, тем сложнее поведение.

Виды инстинктов у человека

Инструментарий

Программы обучения

Психологическое сопровождение одаренных детей и подростков

ВЕБИНАР: Основы песочной терапии Юнга: индивидуальные и групповые формы работы

ВЕБИНАР: «Пусть всегда буду я!». Особенности проведения групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Скоро

Международная научно-практическая конференция «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации»

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

XIX Ежегодная конференция Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии «Творчество как суть эволюции»

Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы»

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

  • #практика
  • #психотерапия
  • #детская психология
  • #психологическая наука
  • #психодиагностика

От инстинкта к Человечности

Автор
  • Долгих Виктория Витальевна

Начнём, пожалуй, с эксперимента, показывающего связь поведения с инстинктами. Крыс вначале обучали быстро находить хлеб в экспериментальной камере, а затем, во время обеда, рядом помещали клетку с крысой, которая получала удар током. Крысы слышали писк боли и разделились на 3 группы в своем поведении: первая группа крыс отказывалась от еды и не подбегала к хлебу; вторая группа продолжала бегать и есть, не обращая внимание на страдания соседа; третья группа быстро хватала корм и убегала с ним в другой угол клетки, отворачивалась от жертвы и поедала корм. Кто-то может подумать, что это отвратительно, не гуманно. Но как же поведение мышек похоже на поведение человека!

Читайте также:  Арахнодактилия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Животные

Вершиной всех животных инстинктов является инстинкт самосохранения (индивидуальное проявление), сохранения вида (коллективное проявление). От него идут все остальные инстинкты, а от них уже мы наблюдаем поведенческие феномены: физиологические (прием пищи, сон и др.) забота (опека), игра, обучение, ухаживание, создание семьи, рождение детей, агрессия (в том числе и направленная на себя), альтруизм, сопереживание, иерархия, выстраивание границ, замещение, лень (экономия сил), любопытство, подражание, преодоление сопротивления (трудолюбие и достижение цели).

Таким образом, сама природа уже вложила во все живое необходимый и исчерпывающий запас поведенческих моделей для сохранения вида, его адаптации и постоянства.

Регулирует этот процесс эмоциональная сфера: если животному хорошо, значит оно делает все правильно, если плохо – неправильно. Учится животное именно на базе своих положительно и отрицательно окрашенных эмоций.

Почему же поведение животных, участвующих в эксперименте, отличалось? Дело в том, что выраженность того или иного инстинкта у всех разная. Скажем, болевой порог тоже у всех отличается — кому-то при одном и том же давлении на кожу становится больнее раньше, кому-то позже. И эта вариабельность проявляется во всем, включая и инстинктивное поведение. Поэтому одни животные были более, а другие менее чувствительны к страданиям своих сородичей.

Человек

Что же у человека? Наше поведение тоже весьма разнообразно, но помимо инстинктов, нашими реакциями управляет еще кое-что. Почему мы так часто страдаем и мучаемся, вместо того, чтобы пребывать в гармонии с окружающим миром? Почему у нас так много конфликтов, недоразумений, расстройств, слез и истерик, агрессии и злости, отчаяния и всего того, что «одним словом» можно назвать «эмоциональным дисбалансом»?

Ответ лежит на поверхности… Человек как существо, наделенное разумом, руководствуется в своем поведении (помимо инстинктов) идеальными установками. Чего сами себе надумали, того и ждем. А если надумали неправильно, а если не получаем того, что надумали, а если один думает так, а другой иначе? А если ничего не надумали?

У Человека вершиной, образующей поведение, является ожидание.

Приведу пример. Пришло время обеда и мы хотим есть. Это безусловный рефлекс, основанный на инстинкте самосохранения. Но мы себе сформировали ожидание относительно того, что хотим скушать и теперь это выглядит примерно так: «Хочу кушать, а что хочу? Борщ. Пойду куплю свеклу, капусту и так далее, сварю и поем, м-м-м, вкуснятина». То есть, мы сначала сформировали идеальный результат, а потом его пошли реализовывать. И хорошо, когда так, но бывает же совсем иначе… Мы не подумали заранее об этом борще, а резко захотели, пришли в кафе, сели, а там борща не оказалось или он не того вкуса. А если мы вообще не сформировали тот самый идеальный результат, то тут как лотерея: если повезет, останемся довольными обедом, а нет, то поедим, что придется, без особого энтузиазма. А если в процессе наслаждения едой нам вдруг расскажут неприятную новость? Или мы вдруг сами вспомним о важном деле? То станем реагировать как те крысы в начале статьи.

То есть, наши ожидания являются модуляторами инстинктов и регуляторами нашего поведения. Но разница в том, что главная цель инстинктов, рефлексов и потребностей – сохранение вида в индивидуальном и коллективном проявлении, а главная цель ожиданий – сохранение психоэмоционального баланса, индивидуального и коллективного. Но мы, люди, едва ли это осознаем, к сожалению.

А когда мы не «включаем» голову и не регулируем наше поведение собственными ожиданиями, то мы поддаемся инстинктам и стереотипам поведения. Автоматизированность поведения также является инстинктивной и биологически оправданной ради сохранения энергии.

Как же сделать свое поведение более эффективным? Как правильно сформировать ожидания? Как не расстроиться если что-то пойдет «не так»? Как совместить без конфликта свои ожидания с ожиданиями других людей?

Ожидания являются идеальным продолжением инстинктов и связаны именно с ними, но эволюционно появились позднее.

Ожидания бывают

Правомерные – это те, которые способствуют лучшей адаптации в коллективе. Например, родители вправе ожидать от детей хорошей успеваемости в школе, соблюдения правил дорожного движения, бережного отношения к имуществу. Это все «ложится» на инстинктивную потребность в обучении.
Неправомерные – это те, которые не способствуют лучшей адаптации в коллективе. Например, мама ожидает от сына, что тот станет хоккеистом/футболистом, а ребенок этого не хочет, страдает от нагрузок, испытывает стресс. Но мама при этом, не видит суть, а думает, что если отступит, то сын вырастет слабым, не будет доводить дело до конца…
Индивидуальные – это те, которые мы себе формируем сами, осознанно. Например, когда решаем получить второе высшее образование и связать судьбу не с экономикой (которая была выбрана неосознанно), а с ботаникой. Или выбрать свой темп работы, не гонясь за достижениями других. Или отдать ребенка в обычную школу, если ему тяжело в гимназии.
Коллективные – это те, которые поощряет и формирует общество. Мы идем по этому проторенному пути неосознанно. Например, стремиться к счастью, «позитивно» мыслить – такие ожидания таят в себе много опасностей, ввиду своей «однобокости», жизнь намного «богаче» на обстоятельства, нужно быть гибким и реально оценивать шансы. Либо «сглаживать» конфликты – если конфликт не вытащить наружу (фактически не создать), то и решить его не получится. Либо стремиться к успеху и материальному достатку – может появиться хронический стресс на этом пути и эмоциональные «срывы». Коллективные ожидания зачастую бывают неправомерными.
Осознаваемые – те, в которых мы отдаем себе отчёт. А именно: формируем и чётко себе представляем цель, мысленно моделируем результаты её достижения, планируем действия для её реализации.
Неосознаваемые – это как раз те, которые достались нам от значимых людей. Их можно назвать и сценарными, потому что они происходят от копирования поведения своих близких.

Читайте также:  Скиноклир инструкция по применению, классификация, статьи » Справочник ЛС

Если человек ранее не усвоил опыт своих сородичей в определенной сфере и не сформировал ожидания, то его поведением могут руководить инстинкты.

Пример из практики

За психологической консультацией обратилась мама мальчика 6 лет, который боялся контакта с насекомыми, особенно летающими и кусающими. Страх доходил до паники, из-за возможности встретить насекомое ребенок отказывался гулять, купаться. В данном случае ни пример поведения родителей, ни объяснения не помогали, ребенок страдал. Страдали и родители. Поскольку у мальчика был сильно выражен инстинкт самосохранения (он берег себя от возможных повреждений повсеместно: не залезал высоко на детской площадке, не купался там, где глубоко даже с жилетом, не любил батуты и аниматоров), то нужно было сформировать у него ситуативную сферу ожиданий с помощью техники «эмоционального замещения». Делать это следовало в 2 этапа: на первом этапе нужно было заранее планировать предстоящее, но это не всегда возможно, а на втором этапе — работать по ситуации. Испугался шмеля, отошли из «горячей точки» и начали балансировать эмоции: проговорить сначала, чего я боюсь делать или что я боюсь, что сделает кто-то (я боюсь, что меня укусит шмель и мне будет больно), затем переформулировать ожидание (я перестал бояться, что меня укусит шмель, я так рад, что не замечаю шмелей, они перестали меня волновать). Такая балансировка успокаивает мозг, человек начинает сам искать нужные доводы в пользу нового ожидания и стремиться его подтвердить. Но проговаривать это нужно до тех пор, пока не закрепится новый результат встречи со шмелем. Как только становится страшно, необходимо заменять одно ожидание, негативное, другим, позитивным. Мальчик справился с ситуацией, мама научилась технике и с успехом применяет ее в остальных случаях.

Психологические рекомендации

  • Знать свои ожидания;
  • Говорить о своих ожиданиях другим;
  • Конструктивно разрешать межличностный конфликт ожиданий (когда один ожидает одного, а другой другого) путем социального договора, который заканчивается формулой «и ты доволен – и я доволен»;
  • Уважать право других на свои ожидания;
  • Узнавать у других об их ожиданиях;
  • Контролировать инстинктивное поведение.

Чтобы стать ХОЗЯИНОМ своего поведения

Разделите свою жизнь на сферы и проанализируйте, что вы ожидаете от себя в этих сферах, от своих близких и дальних людей. Правомерны ли ваши ожидания? Индивидуальные они или коллективные?

Запомните: обиды, гнев, слезы, «заедание» и многие другие негативные переживания – все это от нереализованных ожиданий. Страх, тревога – от несформированных или негативно сформированных ожиданий. А положительные эмоции – от реализованных или запланированных ожиданий, индивидуальных или коллективных.

Но такое эффективное поведение – это большой труд. Ведь каждый раз, когда мы будем злиться, обижаться, грустить, испытывать страх, мы должны будем анализировать, какие ожидания не реализовались, пока не сформируется «автоматизм» такого мышления.

Полезно жалеть себя и других, ведь ваши или их ожидания не оправдались, как правило, после этого напряжение уходит.

Анализируйте раздражение других людей, какие их ожидания вы не оправдали, поговорите с ними, ведь их ожидания могут быть неправомерными.

Применяйте технику «подушки безопасности» для своего эмоционального баланса: когда чего-то ждете, одинаково представьте, что будет с вами, если это случится и что будет, если не случится. Такая техника позволяет натренировать свою эмоциональную независимость от внешних обстоятельств, соответственно приходит спокойствие, а с ним вы станете и здоровее, и энергичнее. Однако помимо спокойствия необходимы адекватные действия, то есть, нужно делать то, что нужно в конкретной ситуации, одним лишь спокойствием дело не решить. Движение к задуманному ожиданию – это просто последовательность необходимых действий.

Используйте технику «эмоционального замещения», с помощью которой можно не только сбалансировать свои эмоции, но и приучиться легко справляться как с негативными ожиданиями, так и с инстинктивными реакциями, как в описанном выше случае.

Соблюдая эти простые правила, не перестаешь удивляться, как много мы НЕ знаем о том, чего ждем сами и чего ждут другие, как много всего мы делаем автоматически, неосознанно, как много в нас инстинктивного поведения и коллективных ожиданий. Познавание себя – это самое увлекательное занятие длиною в жизнь, и именно эта возможность дана Человеку!

Виды и примеры инстинктов современного человека а также их отличие от животных

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы поговорим о том, что это такое и какие бывают инстинкты человека, а также в чём состоит отличие от животного мира. Для чего они нам нужны и в каких случаях гипертрофированы, или наоборот, очень слабые.

Что это?

Ещё давным-давно, в Древней Греции мыслители и просто умные мужи заметили, что человеку свойственно одинаково реагировать и вести себя в небезопасных условиях. Сами инстинкты находятся в гемокоде, и состоят они из рефлексов, которые в свою очередь бывают:

  • Условные – то есть те, которые человек приобрёл в течение жизни. Самый простой пример, это когда вы включаете свет, как только заходите в комнату. Вы не родились с этим знанием и привычкой, а по мере взросления приобрели. И теперь даже не замечаете, как рука тянется к включателю.
  • Безусловные, соответственно те, которые мы получили при рождении. Редко кто не отдёрнет руку, дотронувшись до раскалённой сковороды или утюга, верно? Вот это и есть безусловный рефлекс.

На инстинкты можно влиять с помощью религии, закона, норм и правил поведения, воспитания или его отсутствия. Например, в семье, где родители злоупотребляют гиперопекой, контролируя каждый шаг ребёнка, то о какой его самостоятельности может идти речь? Он не особо будет понимать, в каких ситуациях следует поосторожничать, а в каких наоборот, проявиться.

Читайте также:  Женщины-дальтоники, бывает ли дальтонизм у женщин

Такие истории чаще всего имеют два варианта событий.

Первый: ребёнок, вырастая, остаётся жить с родителями, так как для того, чтобы создать семью, необходимо хоть немного самостоятельности и умения опираться на себя.

Второй: всячески старается вырваться, становится неконтролируемым и агрессивным в сторону тех, кто опекает. Более успешно заканчиваются обычно истории второго варианта.

Чтобы было понятнее, каким образом можно повлиять на инстинкты, давайте рассмотрим для начала, какие они бывают.

1.Самое основное и базовое – самосохранение

Если он у вас по каким-либо причинам не ослаблен, то ваше поведение не будет являться рискованным, азартным и деструктивным. Например, вы не полезете в клетку к тиграм, не будете прыгать без парашюта и провоцировать компанию спортсменов. Ещё ребёнок при рождении неосознанно тянется к матери, испытывая сильное беспокойство, если остаётся в одиночестве, ведь его жизнь зависит от других. Поэтому младенцы так рано начинают улыбаться, радуясь приближению того, кто заботится, чтобы желание чаще брать на руки и подходить к кроватке не угасало.

2.Продолжение рода

Проявляться начинает также в детстве, в ощущении счастья, когда вся семья в сборе, и любые конфликты ребёнок подсознательно «считывает», как бы взрослые ни старались скрыть разлады. Затем начинает давать о себе знать в желании создать свою отдельную семью, родить малыша и заботиться о нём. Гипертрофирован, когда человек ведёт беспорядочные половые связи, наряду с равнодушием к своей безопасности. Или слабо выражен, когда отсутствует желание иметь наследников, посвящая время и силы другим интересам и желаниям.

3.Альтруизм

Первые два рефлекса были основные, которые помогают человеку выжить. Теперь перейдём к более социальным, обеспечивающих социализацию и успешную деятельность. И первым будет являться альтруизм, который выражается в заботе о других, как людях, так и животных, это сострадание и сопереживание, желание мира и добра. Когда сильно ярко выражен, человек способен посвятить свою жизнь заботе о тех, кто в ней нуждается, только не просто посвятить, а принести в жертву, например, уйдя в монастырь.

4.Исследование

Направлено на то, чтобы развивать человека, как творчески, так и в остальных сферах. Благодаря любопытству маленькие дети познают мир, и в зависимости от среды, в которой они растут, развиваются и их способности и стремления. Примеры успешной исследовательской деятельности, за которую не наказывали, а поощряли – великие учёные, путешественники, знаменитые творческие личности и прочие люди, следующие за своим интересом.

5.Доминирование

Это потребность в лидерстве и власти. Люди, у которых ярко выражено доминирование, способны вести за собой толпу, организовывать и управлять. Замечали, что даже в компании маленьких детей всегда есть «заводила»? Ни одна группа не обходится без лидера, даже неявного. Часто случается, что человек, ранее не имевший опыта лидерства, попадая в компанию, в которой ещё власть не распределена, занимает почётное место вожака. И неважно каким способом, то ли сам завоёвывает первенство, то ли является избранным остальными участниками.

6.Сохранение собственного достоинства

Только вот в гипертрофированной форме люди порой игнорируют врождённые инстинкты. Например, готовы рисковать здоровьем жизнью, лишь бы отстоять свою честь или правоту. Когда очень слабый уровень, то у человека низкая самооценка, вследствие которой он позволяет не только унижения в свой адрес, но и насилие. Нередки случаи, когда уверенная в себе женщина начинает отношения с тираном, который постоянно обесценивает её, доводя до такого состояния, что она действительно перестаёт верить в свои силы, ум и привлекательность. Становится жертвой, которой теперь легко манипулировать и управлять, потому что будет всё терпеть.

7.Свобода и независимость

Проявляется в младенчестве, при попытке запеленать новорождённого, при нормальном развитии. Во время бунта в подростковый период, если его не подавлять. Благодаря потребности в свободе у человека развиваются социальные навыки, повышается вероятность успешности, создания семьи и вообще, качественной самостоятельной жизни. Личность способна нести ответственность и опираться на себя, так как имеет опыт.

Отличия от животных

Самое основное отличие – это то, что человек способен контролировать или подавлять свои потребности, особенно в те моменты, когда они перечат законодательству или правилам поведения. При различных психических расстройствах личность теряет возможность управления, что проявляется, к примеру, в чрезмерном поглощении еды, то есть переедании, либо наоборот, отказе от неё при анорексии, при беспорядочных половых связях, любых видах зависимости и прочее. Вот в таких случаях человек становится похожим на животное, у которого основными являются инстинкты сохранения и продолжения рода.

Животные не умеют подавлять свои рефлексы, у них отсутствует понятие морали, поэтому кошка или собака в период течки не избирательна в выборе партнёра, наоборот, чем их будет больше, тем более высока вероятность иметь потомство.

Хищники убивают, не чувствуя жалости, лишь бы насытиться и прокормить детёнышей, это, кстати, порой не очень нас отличает от животных. К сожалению, многие люди способны на убийство ради собственной выгоды. А в чём то животные оказываются более «человечными», в тех случаях, когда проявляют несказанную верность, создавая лишь одну пару за всю жизнь, а порой даже готовы умереть при потере партнёра, либо провести остаток дней в одиночестве.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, поддерживайте свою любознательность, ведь это – залог успеха. Берегите себя и близких!

Материал для статьи подготовила Журавина Алина.

Что из себя представляет инстинкт самосохранения у современного человека?

Причины появления Зоофобии и методы избавления от боязни животных

Конформный тип акцентуации личности и основные признаки поведения

Как работает материализация мыслей: основные техники и примеры

Список основных жизненных принципов человека и способы их развития

Ссылка на основную публикацию
Что такое гайморит какие симптомы и как его лечить у взрослых
Стадии развития гайморита При заболевании гайморитом человек ощущает некий дискомфорт в зоне носа или лобной доле лица. Наиболее распространенный вопрос...
Что происходит в организме, если есть много соли 55 77 — ЖЖ
Влияние соли и сахара на организм Самый быстрый способ продлить жизнь Люди ищут эликсир бессмертия уже тысячи лет, пытаясь сохранить...
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо
Что происходит с телом, когда вы перестаете есть мясо? Вся правда о влиянии животного белка на организм Если вы думаете,...
Что такое гематология крови 2
Помощь гематологическим пациентам Гематология в переводе с греческого – учение о крови. Гематология – это раздел физиологии и медицины, изучающий...
Adblock detector