Формы дислалии, их характеристика

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии может наблюдаться нарушение иои затруднение в произношении любых фонем родного для ребенка языка.

Для дислалии характерна замена, смешение, искажение или отсутствие звуков в устной речи ребенка. Диагностика дислалии предполагает логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, а также диагностику состояния текущего звукопроизношения и фонематического слуха. В некоторых случаях необходима консультация узкопрофильных специалистов (стоматолога, невролога, отоларинголога).

Причинами данного речевого нарушения могут послужить органические, наследственные, врожденные или приобретенные факторы.

Виды дислалии

Дислалия, как форма речевой патологии у детей, имеет различные виды и формы. Классификация зависит от причин из-за которых появляется нарушение звукопроизношения. Специалисты выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии, в отличии от механической, связаны либо с социальными факторами, либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия имеет следующие разновидности:

  • моторная дислалия: для данной патологи характерны неточные и недифференцированные движения языка и губ, из-за чего происходит возникновение фонетических дефектов (искажение звуков);
  • сенсорная дислалия: при данном нарушении затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих звуков (твердых/мягких, глухих/звонких и пр.) из-за чего ребенок смешивает и заменяет звуки в устной речи.

Кроме того, имеют место случаи, когда специалисты выделяют наличие сенсорной и моторной речевой недостаточности, такой вид нарушения получил название «сенсомоторная дислалия».

Несформированность тех или иных признаков звуков и характер речевого дефекта позволяют выделить следующие виды дислалии:

1. Фонематическая дислалия — причиной данного вида дислалии является несформированность операций отбора звуков по их артикуляторным признакам. При такой форме дислалии артикуляторная база может быть сформирована, либо не полностью сформирована. В первом случае, ребенок просто неправильно подбирает звуки; второй вариант предполагает, что при отсутствии нужного звука, ребенок заменяет его более простой фонемой.

2. Фонетическая дислалия — возникновение такой формы дислалии связано с формированием неправильных артикуляторных позиций. Подобное речевое нарушение проявляется в том, что ребенок произносит звук, который не существует в фонетической системе языка.

С учетом количества нарушенных звуков могут быть выделены следующие виды нарушений:

  • простая дислалия (мономорфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением одного звука или нескольких звуков из одной группы;
  • сложная дислалия (или же «стертая» дислалия, или полиморфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением нескольких звуков из разных групп.

Также специалисты выделяют физиологическую дислалию (или возрастную), для которой характерно нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Такое речевое нарушение проходит самостоятельно после 5 лет.

Причины дислалии

Возникновение нарушения речи у ребенка может быть обусловлено рядом причин. Соматические причины возникновения включают в себя физическую и неврологическую ослабленность (обусловленную длительными хроническими заболеваниями).

Механическая дислалия, как правило, возникает из-за органических или врожденных дефектов артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, челюсти).

Социальные причины (при функциональной дислалии) возникновения речевого нарушения следующие:

  • билингвизм (двуязычие в семье — в данном случае ребенок вставляет элементы одного языка в другой);
  • ребенок подражает неправильной речи взрослых (использует диалекты, торопится);
  • взрослые, при общении с ребенком, подражают детскому лепету («сюсюкают»);
  • педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).

Кроме того, на формирование речевой патологии могут оказывать такие факторы, как:

  • выбор неправильной артикуляции;
  • недоразвитие фонематического слуха (при это физический слух может быть сохранен).

Обследование дислалии

Диагностика речи при дислалии у детей начинается со сбора следующих данных:

  • особенности течения беременности и родов у матери;
  • перечень перенесенных ребенком заболеваний;
  • имеет ли место быть раннее психомоторное и речевое развитие;
  • состояние слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата ребенка.

После сбора необходимых сведений, логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (визуальный осмотр и оценка выполнения серии упражнений по подражанию).

Диагностика устной речи в Первом детском медицинском центре включает в себя обследование состояния звукопроизношения и выявление неправильно произносимых звуков. Логопедическое обследование при данной речевой патологии позволяет выявить характер нарушения в различных позициях, словах, фразах, текстах.

Коррекция и устранение дислалии

Методы устранения дислалии зависят от формы и вида нарушения и включают в себя:

  • работу, направленную на устранение анатомических дефектов (при механической дислалии);
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальные занятия с логопедом.

Специалисты Первого детского медицинского центра определяют методику лечения индивидуально для каждого маленького пациента. Все занятия с логопедом направлены на развитие речевой моторики малыша, а также на развитие фонематических процессов.

Обращаем Ваше внимание, что логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться на регулярной основе. Кроме того, для достижения положительного результата, важно выполнять задания логопеда дома и заниматься артикуляционной гимнастикой.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Дислалия ( Косноязычие )

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Читайте также:  Как восстановить организм после коронавируса Журнал Harper’s Bazaar

МКБ-10

  • Причины
    • Причины механической дислалии
    • Причины функциональной дислалии
  • Классификация
  • Симптомы дислалии
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Коррекция дислалии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
Читайте также:  Ответы Через какое время можно заниматься сексом после выкидыша

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

ДИСЛАЛИЯ

Самыми распространенными нарушениями речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения (ЗВПР):

  • неумение произносить тот или иной звук;
  • замена одного звука другим;
  • искажения имеющего звука.

У большинства детей ЗВПР к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства звукопроизносительной системы речи не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Дислалия (от греч. dis – приставка, обозначающая частичное расстройство, и lalio — говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В младших группах детского сада мы с вами встречаемся С ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ (ВОЗРАСТНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, которые при нормальных условиях, с улучшением работы речедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются.

Однако имеются случаи и патологического нарушения звукопроизношения (т.н. механическая (органическая) дислалия и функциональная), которые обуславливаются различными причинами.

Механическая (органическая) дислалия – это такой вид неправильного ЗВПР, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения, т.е. может зависеть от нарушения костного и мышечного строения периферического речевого аппарата (включает в себя три отдела — дыхательный отдел (грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей), голосовой отдел (гортань, с находящимися в ней голосовыми складками), артикуляционный отдел (язык, губы, челюсти верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы).).

Читайте также:  МКБ-10 Эзофагит - лечение, клиника, признаки по международной классификация болезней

Артикуляция состоит в том, что перечисленные органы образуют щели или смычки, образующиеся при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а так же при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка, затруднено её поднятие высоко вверх), кроме того, она может быть обусловлена макроглоссией (слишком большой язык, едва умещающийся во рту, становиться от этого неповоротливым) или микроглоссией.

Дефекты строения челюстей (прогнатия, прогения, открытый, между зубами верхней и нижней челюстей остается промежуток; боковой открытый прикус левосторонний, правосторонний, двусторонний, неправильное строение зубов, это большие расщелины между зубами) – это проблемы врачей-стоматологов и ортодонтов.

Отрицательно сказывается на ЗВПР и неправильное строение нёба (узкое, готическое, плоское – препятствует правильной артикуляции звуков). Толстые губы — малоподвижны, нарушается произнесение губных или губно-зубных звуков.

Функциональная дислалия – нет дефектов артикуляционного аппарата, ее причинами бывают:

  • неправильное воспитание ребенка в семье (сюсюканье);
  • билингвизм (особенности произношения одного языка ребенок переносит на другой язык);
  • педагогическая запущенность;
  • недоразвитие фонематического слуха (дифференциация по глухости и звонкости, твердости и мягкости);
  • от недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, неумения быстро переходить от одной арт. позы к другой, неумением удерживать язык в нужном положении.
  • снижением общего физического слуха (затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных звуков).
  • может быть, и недостаточное развитие когнитивной сферы.

РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛАЛИИ

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ).

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными будут и их мягкие пары, т.е. с’, з’. Исключение составляют звуки р, л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения проявляются:

  • в отсутствии звука или звуков;
  • в искажениях;
  • в заменах.

Отсутствие звука может выражаться в его выпадении в начале слова («ыба» — рыба), в середине («паоход» — пароход) и в конце («ша» — шар).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного, произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или, увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный. л и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка.

Замены эти могут быть следующими:

  1. замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.);
  2. замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например, фрикативного переднеязычного переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);
  3. замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка);
  4. замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
  5. замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, — это простая, если пять звуков и более – сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), — то это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), — это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

  1. Сигматизм – недостатки произношения свистящих (с,с’ , з,з’ , ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Самый распространенный вид нарушений произношения.
  2. Ротацизм – недостатки произношения звуков р и р’.
  3. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л’.
  4. Дефекты произношения нёбных звуков:
    каппацизм – звуков к и к’.
    гаммацизм – звуков г и г’.
    хитизм – звуков х и х’.
    йотацизм – звука й.
  5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающихся в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д.
  6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’- д, п’- п, к’- к, р’- р и т.д. Исключение составляют только звуки ш, ж, ц не имеющие мягкие мягких пар, и звуки ч, щ, й, которые всегда произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Контент является обязательным к размещению
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент

Ссылка на основную публикацию
Формы груди – может быть именно у вас идеальный бюст (цифры, факты)
Формы женской груди | Размер груди.ru Введение Грудь – это главное женское оружие, но стоит знать, что форма бюста у...
Филлеры Princess купить в Москве
Рrincess Volume: контурная пластика Препараты основаны на гиалуроновой кислоте неживотного происхождения. Они являются биосовместимыми, что позволяет проводить инъекционную процедуру без...
Филлеры в носогубки — фото до и после, сколько стоит и последствия
Какой филлер лучше для носогубки Определить возраст по лицу тех, кто уделяет внимание своей внешности, становится все сложнее, поскольку современные...
Формы дислалии, их характеристика
Дислалия Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии может наблюдаться нарушение...
Adblock detector