Хасанова Элеонора Венеровна

Ассоциация искусствоведов

Общероссийская общественная организация

Перевод сайта

Новости от наших коллег

  • Брянск. Передвижная выставка гравюр и литографий «Императорский Дом Романовых. История в гравюрах». БОХМВЦ. 30.08-22.09.2020
  • Кубачи. Махачкала. II Биеннале печатной графики «Кубачинская башня». В Кубачи — август, в Махачкале — осень 2020.
  • Каспийск. Региональный выставочный проект «Цветы для ветерана». «Первая Галерея». 08.07-02.08.2020
  • Абрамцево. Выставка «Дар судьбы. Семья художников Губарёвых. 1900–1980-е». «Поленовская дача» Музея-заповедника «Абрамцево». 27.06-26.07.2020
  • Москва. Выставка «Портрет войны в трех измерениях». Галерея ГРОСart и Галерейный центр «Артефакт». 22.06-28.07.2020
  • Брянск. Виртуальная выставка «Один день из жизни советского человека». БОХМВЦ. 01-30.06.2020
  • Орел. VI Курнаковский пленэрonline. 18 мая 2020
  • Ханты-Мансийск. Онлайн-проект выставки «Геннадий Райшев Война издалека». Галерея-мастерская Г.С. Райшева. 04-16.05.2020.
  • Брянск. Виртуальная выставка киноэскизов «Летопись мужества на экране» из собрания БОХМВЦ. 01-31.05.2020
  • Омск. Выставка Игоря Николаева «Наши». Городской музей «Искусство Омска». 25.02-10.05.2020

Информация с листа рассылки

  • Орел. Конференция «Архитектурно-культурное наследие русского православия . «. Орловский гос. университет. 28-29.10.2020
  • Прием заявок в ежегодник «Искусство Восточной Европы», издаваемый Польским институтом исследований мирового искусства.
  • Москва. Конференция «Русская художественная культура XVIII – начала XX века. Проблемы. Стили. Мастера». РАХ, НИИ РАХ. Ноябрь 2020.
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Актуальные проблемы художественного и искусствоведческого образования. Традиции и перспективы. 26-27 мая 2020 г.
  • Истра, МО. II конференция «Экспертиза и атрибуция произведений искусства. Теория, практика и правовые аспекты». НИНЭ им.П.М. Третьякова. 20.04.2020
  • Абакан. Конференция «Проблемы современного изобразительного и декоративного искусства». Хакасское РО ООО АИС. ХакНИИЯЛИ. 08-10.10.2020
  • Москва. V конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность». РГГУ. 20-21.04.2020

Новые члены АИС

  • Гусейнова Юлия Михайловна
  • Пуликова Инна Витальевна
  • Стояк Юлия Александровна
  • Мурина Лукия Рафаильевна
  • Третьякова Елена Алексеевна
  • Мельник Сабина Валентиновна
  • Марцев Антон Александрович
  • Митрохина Анастасия Максимовна
  • Подлипенцева Ксения Игоревна
  • Рябцева Елизавета Михайловна
  • Цветкова Полина Олеговна
  • Гордеева Екатерина Вячеславовна
  • Кулакова Ольга Юрьевна
  • Лексина Ольга Игоревна
  • Стекольщикова Ольга Владимировна

Новые публикации

  • Шутова Надежда Дмитриевна. Рерих Н.К. Метафизика творчества.
  • ГРАНИ ПРОФЕССИИ. 20 августа наш коллега, журналист Арнольд Афанасьевич Баскаев отмечает свое 85-летие.
  • Третьякова Елена Алексеевна. «Ленинград художника Алексея Третьякова»
  • Раченко Ольга Васильевна. Фантазии Сандры Корецкой.
  • Членова Светлана Федоровна Публикация. Письма Н.В. Апчинской к Н. А. Дмитриевой: соотнесение конечного с бесконечным

Новое в блогах

  • МАКЕТ В РЕФЛЕКСАХ АКВАРЕЛИ: Станиславу Бенедиктову — 75 лет
  • МУКИ МАСКИ: Рисунок одной роли (Спектакль «Мнимый больной». Малый театр; реж.-пост. Сергей Женовач)
  • МНОГОСЛОЙНЫЙ ПРОТЕЙ: (творчество художника Павла Каплевича в формате театрального высказывания)
  • ПРЕПАРИРОВАНИЕ БЫТИЯ: «Такешиз» (Takeshis’, реж. Такэси Китано; Япония, 2005, 108 мин./01:48)
  • КРИЗИС ВИЗУАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ И ПОИСК НОВОЙ ОБРАЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ: Доклад / Научн. конф. «Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне» (Российская Академия художеств, 13-14.03.2013)
  • ВНЕ ТЕЗАУРУСА, или 10 СНОСОК на 200 УДАРОВ В МИНУТУ: Заметки на полях экспозиции пишущих машинок в ММСИ
  • МУДРОСТЬ МОЗАИКИ: Коллаж, как стратегия смысловых сопряжений в искусстве и литературном творчестве Анатолия Королёва

Войти

Поиск

Информация

  • Не стало известного искусствоведа Ольги Владимировны Костиной.

Объявления

  • Адрес и часы работы офиса Ассоциации искусствоведов
  • В Москве на 16 месяцев закрывается станция метро «Смоленская».
  • Вышел второй номер журнала «Русское искусство» (2/2020), тема выпуска: «Великой Победе посвящается»
  • Вышел в свет N 2, 2020 журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока».
  • Вышел в свет выпуск N 2 (17) 2020 журнала «Искусство Евразии»
  • Распродажа книг. Издательство «БуксМАрт» просит поддержать их.
  • Анонс журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока».
  • Выход спецвыпуска журнала «Золотая палитра», приуроченный к 150-летию со дня рождения Ф.А. Малявина (№1/2018)
  • Информация о приеме заявок на соискание стипендий Программы Фулбрайта в РФ на 2021-22 учебный год
  • Режим работы АИС на ближайшие дни. Перенос лекций

Мы на Facebook

Новости АИС

  • Список стипендиатов Правительственной стипендии для молодых деятелей культуры и искусства, 2020 год.
  • Список Государственных стипендиатов, 2020 год.
  • Отчет председателя Томского отделения АИС за 2019 год
  • Отчет председателя Оренбургского отделения АИС за 2019 год
  • Отчет председателя Иркутского отделения ООО АИС за 2019
  • Отчет Председателя Саратовского отделения ООО АИС за 2018-2019
  • Отчет Председателя Челябинского отделения ООО АИС Трифоновой Г.С. за 2019 год
  • Решения Правления ООО АИС протокол № 5 от 25.11.2019
  • Решения Правления ООО АИС, протокол № 4 от 25.09.2019
  • Список Государственных стипендиатов, 2019 год.
  • Список стипендиатов Правительственной стипендии для молодых деятелей культуры и искусства, 2019 год.

Новости AICA

  • Национальная секция AICA Russia
  • Новости на сайте Международной Ассоциации художественных критиков (AICA)
Читайте также:  Основные симптомы заболеваний легких Евромед

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

14 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle

ХАСАНОВА Элеонора Венеровна

Образование
УрГУ им.А.М.Горького, 1994, искусствовед

Специализация
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Место работы, должность
Башкирский государственный педагогический университет, преподаватель кафедры ИЗО; Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, научный сотрудник

Преподавание (лекционные курсы)
Курс Истории искусств; спецкурс «Башкирское народное искусство»

Основные кураторские проекты, выставки
1. Западноевропейский и русский фарфор в собрании БГХМ им.М.В.Нестерова, Уфа, 2003
2. Церковная и монументальная живопись М.В.Нестерова в собрании БГХМ им.М.В.Нестерова, Уфа, 2003
3. Выставка 20-ти произведений, подаренных в разные годы БГХМ им.М.В.Нестерова Натальей Михайловной Нестеровой, дочерью художника

Конференции (доклады)
— Искусство Евразии на перекрестке культур. Материалы научнойц конференции. Уфа, 1998
— Актуальные проблемы изучения и преподавания истории и культуры Башкортостана. Материалы республиканской научно-практической конференции, 2002
— Метрополия и провинция. Художественная репрезентация «другого». УрГУ. Екатеринбург, 2002
— С.Н.Дурылин и его время. Научная конференция. Москва, январь 2004 г.
— Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе. Научно-практическая конференция. Уфа, март 2004

Избранные публикации, теле-, радиопередачи
— Певец веры и души народной: К 140-летию со дня рождения М.В.Нестерова (1862 — 1942)//Рампа: культура и искусство Башкортостана. – 2002. — №7-8, С. 6-7.
— Религиозные темы и мотивы в творчестве М.В. Нестерова советского периода //Метрополия и провинция. Художественная репрезентация «другого»: Материалы международной научной конференции, посвященной 40-летию кафедры истории искусств Уральского государственного университета им. А.М.Горького. 14-16 марта. Екатеринбург, 2002. — С.81-89.
— Некоторые проблемы современной отечественной культовой живописи различных религиозных конфессий// Весенние искусствоведческие чтения памяти Б.В.Павловского: Тезисы научной конференции. Екатеринбург. (готовятся к печати).
— Вступительная статья к каталогу выставки «Западноевропейский и русский фарфор в собрании Башкирского ГХМ им.М.В.Нестерова», октябрь, Уфа
— Статья о выставке 20-ти произведений, подаренных в разные годы БГХМ им.М.В.Нестерова Натальей Михайловной Нестеровой, дочерью художника. – «Рампа», № 9, Уфа, 2003 г.
— Альбом, включающий 26 призведений М.В.Нестерова из собрания БГХМ им. М.В.Нестерова. – Издание БГХМ им.М.В.Нестерова
— Статья «М.В.Нестеров и русская религиозная философия рубежа Х1Х и ХХ векаов». – В сб. трудов Всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: универсум религиозной философии (к 100-летию со дня рождения А.Ф.Лосева)», сентябрь 2003 г., Башкирский гос.университет, Уфа.
— Принимала участие в подготовке и съемке телепередачи, посвященной дню рождения М.В.Нестерова и коллекции его произведений в собрании БГХМ им.М.В.Нестерова. Канал «Культура» (Москва), 15-16 июля 2003 г.
— М.В.Нестеров в Болшеве//С.Н.Дурылин и его время. Материалы научной конференции. Москва, январь 2004
— Религиозно-духовная проблематика живописи М.В.Нестерова //Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе. Материалы научно-практической конференции. Уфа, март 2004
— Неизвестный Нестеров//Бельские просторы. Уфа, № 11, 2004

Членство в других творческих и общественных организациях
Член Союза художников

Иностранные языки
Английский

Элеонора хасанова



М.В. Нестеров. Пустынник. 1888-1889. Холст, масло

Еще недавно творчество М.В.Нестерова (1862—1942) представлялось основательно изученным. Большое внимание отечественное искусствоведение уделяло исследованию портретов деятелей науки и культуры, созданных художником в 1920-е — 1940-е годы. Считалось, что в послереволюционное время в области религиозной живописи художник не дал ничего интересного и значительного, а лишь повторял и варьировал свои прежние композиции. Это убеждение в какой-то степени подкрепляли письма самого Нестерова, который, признаваясь другу в трудном материальном положении, сообщал: «Мы живем в непрестанном труде, заботах «о хлебе насущном». Я пишу-пишу. Повторяю одну за другой свои старые вещи, благо на меня есть спрос и платят, по-старому — гроши, по-новому — миллионы». «Работаю неустанно, переписал без конца повторений и вариантов со своих мелких старых картин». И хотя внимательный читатель в тех же письмах Нестерова находил признания и другого рода, свидетельствующие о том, что художник, продолжая свои напряженные творческие искания, создал ряд новых религиозных произведений, которыми дорожил и которые были важны для понимания как его мировосприятия, так и искусства в целом, это не изменило сложившегося мнения. В советское время Нестеров ценился прежде всего как «создатель портрета эпохи» и лишь потом как автор «Пустынника» и «Видения отроку Варфоломею».

Такой взгляд, а также труднодоступность новых картин для ознакомления, отчасти, привели к тому, что произведения на религиозные темы, которые Нестеров наряду со своими знаменитыми портретами продолжал настойчиво писать и в послереволюционное время, оказались в тени. В большинстве своем, рассеянные по частным и закрытым церковным собраниям, а в государственных художественных музеях не покидающие запасников, они до сих пор остаются неизвестными широкому зрителю. Их около двадцати, сравнительно небольших по размерам, необыкновенно емких по содержанию и прекрасных по живописи работ. Среди них, например: «Путник» (1921), «На озере» (1922), «Монашенки» (1922), «Странник» (1922), «Старец» (1923), «У монастырских стен» (1925), «Христос, благословляющий отрока» (1926), «Гонец» (1930-е годы), «Сергий и спящий монах» (1932), «Всадники» (1932), «Страстная Седмица» (1933), «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933).
Созданные в советские годы, эти картины по-прежнему находились в русле тех напряженных религиозно-нравственных исканий, которыми было наполнено все дореволюционное творчество художника.

Читайте также:  Можно ли забеременеть в позе женщина сверху

Без изучения всех граней художественной деятельности живописца в советский период, а одной из них и является его религиозная живопись 1920—1930-х годов, раскрытие творческого облика мастера вряд ли может претендовать на полноту. Ибо и портрет, ставший основным жанром «советского» Нестерова, и его религиозно-нравственные картины — явления одного порядка, они имеют одну природу, вдохновляются одним источником. Их нельзя рассматривать отдельно, иначе Нестеров теряет изначально присущую ему цельность. «Автор и по сей день — один и тот же, лицо его обозначилось рано, и в главном не менялось», — написал он в трудные для себя 1920-е годы. Эти слова могут стать лейтмотивом в изучении творчества художника.

Снискавший успех своими бесспорно превосходными портретами советского времени, сам Нестеров был довольно сдержан в их оценке: «…к лету в галерее будет моих шесть портретов, коими и будет представлен поздний Нестеров. И как этот поздний далек от раннего, и насколько мне (…) любезней ранний того нового, позднего… Однако «о вкусах не спорят», придется примириться и с поздним, как мирятся со старостью, с ее недугами». До конца жизни Нестерова его самыми любимыми произведениями оставались «Видение отроку Варфоломею», «Под благовест», «Димитрий царевич убиенный», росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, образы Троицкого собора в Сумах. Высшим достижением своего творческого взлета и позднее мастер считал свою картину «Душа народа» (1914—1916).
Выбирая сюжет, лишенный внешнего драматизма, Нестеров в «Душе народа» утверждал тему спасения души через искупление страданием. В легко ступающем мальчике, идущим впереди толпы, художник смог увидеть огромную силу человеческого духа, торжество человеческого «Я».
Эта тема «искупления страданием» напряженно осмысляется художником и после революции.
В первые послереволюционные годы мировосприятие М. В. Нестерова определяет состояние гнетущей неизвестности, предчувствие разверзнувшейся бездны. Произошедшие в России перемены пугают художника и с трудом поддаются осмыслению. Об этом красноречиво свидетельствуют письма Нестерова тех лет. «Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое. Все провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых — одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей…», — записывает Нестеров свои ощущения, полные ужаса и растерянности. Перед ним словно ожил наяву страшный сон, увиденный до революции и со всеми своими зловещими подробностями запечатленный в одноименной акварели: на фоне излучины Волги изображена впряженная в телегу белая обезглавленная лошадь. Кровь из раны на ее шее стекает густыми каплями на землю. Образовалась уже целая лужа крови. Дальше — на берегу — видна часовня с распахнутой дверью и слепыми выбитыми зеницами окон. Перед часовней — поминальный стол с большим старым образом Спаса и множеством горящих свечей. Дым от свечей, как похоронный саван, стелется над волжским пейзажем, окрашенным печальным сине-лиловым светом сумрачного дня. Воплощенная в зримые формы акварель «Страшный сон», которая находится в частном собрании, сейчас воспринимается как пронзительное пророческое видение о грядущих бедствиях России, неожиданно открывшееся художнику.

У Нестерова, переживавшего в первые послереволюционные годы душевную драму, часто возникают в живописи образы поруганной, униженной России и отражаются в его живописи языком символов. Глубинным, многозначным становится смысл многих традиционных для мастера тем. По старым мотивам в 1920-е годы создаются новые картины с особым, присущим только им настроением. Именно тогда художник начинает работать над «Пророком», «Распятием», «Страстной седмицей», повторяет «Несение креста», «Голгофу», «Димитрия царевича убиенного». В самих названиях картин отразилось трагическое мироощущение художника, с болью воспринимавшего все происходящее вокруг. Отказаться совсем от творчества он не мог: «Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления. От гибели России. Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому воскресению», — писал в первые дни Октябрьской революции Нестеров.

Острота первых впечатлений со временем притупится, но стойкое неприятие нового строя у Нестерова останется до конца жизни. Художник был убежден, что у России — особый путь развития, связанный с монархической формой правления. В одном из писем 1920-х годов Нестеров высказывался следующим образом: «Царь мной понимается как носитель религиозной идеи, и поскольку он государственен… — он усвояет идею религиозного начала своей власти — служения своему народу».
Надежду на воскресение России художник, как и прежде, видел в религиозном возрождении русского народа. Воодушевленный зрелищем Крестного хода 1918 года в Москве, собравшего в отличие от первомайской демонстрации многотысячные толпы народа, Нестеров писал: «Вера в них (большевиков — Э. Х.) если не пропала, то сильно упала. Что, несомненно, то это то, что в народном, массовом сознании произошел под различными условиями и, главным образом, голодом — крутой надлом. Веры в могущество обещаний и посул — нет больше. Народ начинает приходить в сознание. «Очарование» проходит. Действительность ведет его путями верными их старой веры в могущество Божие, в Его великие принципы и Заветы».
Эти письма Нестерова не только помогают понять умонастроение художника первых послереволюционных лет, но и ясно показывают, что идеалы, которыми было исполнено его дореволюционное творчество, остались неизменными.
Продолжая активно работать в 1920-е—1930-е годы над новыми религиозными картинами, Нестеров одновременно пишет и много повторений со старых произведений. Отчасти потому, что необходимо было просто выжить в новых условиях, а спросом пользовались уже известные полотна мастера, отчасти потому, что Нестерова беспокоила судьба его дореволюционных картин. В подтверждение этому находим в одном из его писем следующие строки: «Вы пишете, что мои картины по своим темам и моему к ним отношению стоят как бы вне возможности к ним иного отношения, как только их «художественной ценности». Мне, к моему сожалению, не кажется так, и я ожидаю от новых вершителей судеб нашего искусства немало для себя огорчений. Возможно и то, что все эти «Св. Руси», «Постриги», «Св. Сергий» в одно прекрасное время будут сосланы в народные дома Самары, Вологды, Вятки и прочее».

Читайте также:  Питание при железодефицитной анемии список продуктов, которые повышают уровень гемоглобина в крови

Также возможно, что, повторяя свои старые произведения, художник ностальгически пытался вернуться в безвозвратно ушедшее, далекое и счастливое время их создания.
Вообще, для Нестерова было характерным «некоторые мотивы повторять по много раз». «Его творчество не иссякало с последними мазками, заканчивающими картину. Наоборот, оно созидало целый ряд новых вариаций на ту же тему», — отмечал еще один из современников мастера. Обращаясь к волнующей его теме, художник каждый раз заново «обыгрывал» ее, находя все новые решения, раскрывая неожиданные глубинные пласты в ее понимании. Это можно проследить на примере многочисленных вариаций «Путника», созданных Нестеровым в 1920-е годы.
Тема пути к Богу — всегда была одной из центральных в творчестве Нестерова, ей были посвящены главные программные произведения художника: картина «Святая Русь»(1901—1905) с взыскующими Бога и пришедшими к нему разными путями русскими людьми, роспись Покровского храма из Марфо-Мариинской обители(1911—1912), где продолжалась разработка той же темы, и, наконец, полотно «Душа народа», где дорога к Христу становилась торжественным, полным эпической мощи и размаха всенародным шествием. Нестеров, объясняя замысел последнего произведения, писал: «Ее перипетии со времен стародавних до наших дней. Тут и юродивый, и раскол, и патриарх с Царем — Народ и наша интеллигенция с Хомяковым, Вл. Соловьевым, Достоевским и Л. Толстым, и слепой воин с сестрой милосердия. Все это на фоне русского волжского пейзажа движется, как бы Крестным ходом, туда, к Высокому Идеалу, к Богу». Слова Евангелия «пока не будете как дети, не войдете в царствие небесное», выбранные им самим, к «Душе народа», не были случайны. Нестеров ставил и пытался решать своей картиной задачу вселенского масштаба. Как гениальный провидец, обратившись к важнейшему ключевому понятию Евангелия, вслед за Достоевским и русской философией, и продолжая собственные искания и открытия, он утверждал этой своей картиной мысль об искупительном страдании как национальном своеобразии русского народа. «Процесс христианства на Руси длительный, болезненный, сложный. Слова Евангелия — «пока не будете как дети, не войдете в царствие небесное» — делают усилия верующих особенно трудными, полными великих подвигов, заблуждений и откровений…» — писал Нестеров.

Элеонора Хасанова — новые книги

  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения

2015г.

ISBN: 978-5-94881-252-6
Год издания: 2015
Издательство: Новый хронограф
Язык: Русский

В представленной вниманию читателей книге рассматриваются малоизвестные религиозные произведения выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Автор вводит в научный оборот новые изобразительные материалы и письменные источники, выявляет темы и мотивы, появившиеся в последние десятилетия в творчестве художника. Мастер живописи вырисовывается как фигура целостная и органичная, еще более масштабная, чем это представлялось ранее. Показывается достоверный, исторически убедительный Нестеров, чьи замечательные портретные работы не противостояли его философски-религиозным картинам, а составляли с ними единое целое.

Исследование адресовано широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством. Настоящее исследование не могло бы появиться без неоценимой помощи и консультаций дочери М.В.Нестерова — Наталии Михайловны Нестеровой, внучек художника — Ирины Викторовны Шретер, Татьяны Ивановны Титовой и Марии Ивановны Титовой.

В представленной вниманию читателей книге рассматриваются малоизвестные религиозные произведения выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Автор вводит в…

Ссылка на основную публикацию
Характер по цвету глаз как определить, значение
Чем определяется цвет глаз: особенности строения радужки С человеческими глазами связано множество мистических теорий и суеверий. В далекое Средневековье зеленоглазых...
ФУРАГИН инструкция по применению, описание лекарственного препарата FURAGIN противопоказания, побочн
Фурагин – инструкция по применению, аналоги, отзывы, цена Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно...
Фурадонин или фуразолидон при цистите отзывы
Фурадонин при цистите Сегодня дешевые таблетки от цистита Фурадонин можно найти в любой аптеке – препарат пользуется спросом. Отзывы на...
Характеристика препарата Аципол и список его дешевых аналогов с ценами
Дешевые аналоги и заменители препарата аципол для детей и взрослых Аципол – это лекарство из группы пробиотиков, состав которого представлен...
Adblock detector