3.2. Петля качества. Цикл Деминга
3.2. Петля качества. Цикл Деминга
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 3.4) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукции; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.
Рис. 3.4. Петля качества
Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.
Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 3.5 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).
Рис. 3.5. Цикл Деминга
В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.
Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга (табл.3.1), что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.
Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса производства не может быть изменено в результате контроля.
Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
петля качества
Наиболее важным показателем успешной работы производства являются особенности той или иной выпускаемой продукции или услуг. Наличие улучшенных свойств товара делает предприятие более конкурентоспособным и повышает рост эффективности производства.
Огромное значение в системе выпуска качественной продукции имеет жизненный цикл или петля качества.
Петлей качества называют модель связанных между собой способов деятельности, которые оказывают воздействие на особенность продукции на разных стадиях — от определения потребностей до удовлетворения этих потребностей.
Петля качества представляет собой взаимосвязь составляющих полного цикла изготовления услуг или продукции, которые влияют на свойства товара.
При управлении свойствами и особенностями продукции ориентация ставится на потребителя, системный подход и привлечение всех уровней жизненного цикла продукции.
Цикл развития продукции образуют составляющие управления, входящие в ее основу. В соответствии международным стандартам ИСО петля качества это — цикл развития продукции, имеющий вид замкнутого круга.
Система марок продукции должна разрабатываться с учетом деятельности предприятия, и охватывать все этапы жизненного цикла продукции.
В жизненном цикле выделяются следующие этапы:
- Изучение рынка, маркетинг;
- Создание и разработка требований;
- Создание продукции;
- Обеспечение в материальном и техническом плане;
- Подготовка и технология производства;
- Производство;
- Обследование и контроль;
- Хранение и упаковка;
- Реализация продукта;
10. Эксплуатация и монтаж;
11. Техническая помощь;
Петля качества продукции осуществляет связь изготовителя и потребителей, а также обеспечивается взаимосвязь с объектами, обеспечивающими управление.
Регулирование улучшения свойств продукции происходит циклически, то есть проходит через этапы. Эта цикличность называется круговым циклом Деминга. Цикл Деминга включает четыре этапа:
- Планирование;
- Осуществление;
- Контроль;
- Управление взаимодействием.
В круговом цикле Деминга заложены основы для осуществления основных функций управления, которые направлены на обеспечение должных условий для создания качественных услуг и достойного их применения.
Поэтому в системе управления при обеспечении системности процесса необходимо объединение колец качества с кругом Деминга. Это будет определять основные этапы действий и комплексности процесса на протяжении всего цикла развития продукции.
Выделяют три направления в системе особенностей влияющих на этапы петли качества:
-
Обеспечение качества – это все запланированные и дополнительные виды деятельности в структуре системы качества, необходимые для реализации нужного уровня уверенности и надежности в том, что объект будет соответствовать условиям, предъявляемым к качеству.
li>
Управление качеством — это виды и методы деятельности, которые используются для выполнения условий по выпуску качественного товара. Они направленны на управление процессом и на ликвидацию причин недобросовестной деятельности на всех этапах петли качества, для того, чтобы достигнуть экономической эффективности.
li>
Петля качества это важное звено в системе свойств и особенностей товаров и услуг. Она указывает на взаимосвязь производителя с потребителем и остальными составляющими цепи, которые обеспечивают должное качество продукции. Поэтому для нормального функционирования всех процессов, в основе которых петля качества, необходим комплексный и эффективный подход и управление.
Петля (спираль) качества
Качество определяется рядом составляющих жизненного цикла продукции, образующих так называемую петлю качества (рис. 1.1). Петля качества — это необходимая последовательность мер, определяющих качество товаров или процессов на этапах их производства и эксплуатации. Качество создается и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. с маркетинга, и заканчивая утилизацией отслужившего продукта, и опять’начиная с маркетинга. Если не уделить качеству должного внимания на каком-то одном из этапов, то страдает качество всего товара, падает имидж производителя, доверие к нему со стороны потребителей.
10. Обслуживание, техническая поддержка
11. Послепродажна деятельность
9. Монтаж, эксплуатация
4. Подготовка производства
Рис. 1.1. Петля качества
7. Хранение, упаковка
6. Контроль и испытания
Традиционно считалось, что качество создается на стадии производства. Главным было — не допустить брак на производствен-
ной линии, не нарушить производственные графики. Обращая внимание только на производство, можно делать великолепные товары, но пользоваться ими смогут только сами производители. Остальные о них либо не узнают (при неграмотной организации продажи), либо не захотят купить (некрасивая и некачественная упаковка, отсутствие обслуживания и гарантий), не говоря уже о том, что хорошо сделанный товар может быть просто не нужен потребителю.
Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем определяется общий замысел товара, формируется образ, устанавливаются общие характеристики. Ошибки на данном этапе недопустимы, поскольку если неверно определены потребности, то в конце производственной цепочки можно получить товар, который просто не будут покупать. В управлении качеством есть правило десятикратных затрат. Оно гласит, что затраты на обнаружение брака при производстве некачественной продукции возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга или проектирования на стадию производства, а также от стадии производства к стадии эксплуатации. Иначе говоря, если на исправление какого-то недостатка при проектировании будет израсходовано 1000 руб. (например, переделать чертеж), то на производстве это обойдется уже в 10 000 руб. (переналадка производственной линии), а после продажи — уже в 100 000 руб. (отзыв партии товара у покупателей).
Качественный товар нельзя сделать на основании плохого проекта, в котором не учтены особенности изделия, не просчитаны возможные поломки и отказы, не проанализирована каждая составляющая товара и ее влияние на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.
Хороший проект необходимо перевести из чертежей и замыслов в физическую форму. Это можно сделать, только соответствующим образом организовав производство, т.е. спланировав все процессы изготовления и способы контроля. Плохая организация производства, несогласованная и некачественная работа оборудования способны свести на нет все усилия проектировщиков и маркетологов. Вот почему производство и сопровождающий его постоянный контроль качества — важнейший этап в создании товара.
Случается, что качественно сделанный товар помещают в неудобную или некрасивую упаковку, и через некоторое время потребители выражают недовольство, обращаются к более привлекательной упаковке конкурентов. Попытки убедить их, что упаковка — это не главное, как правило, не действуют. Для наглядности этого достаточно представить современный сотовый телефон упакованным не в изящную коробку, а завернутым в газету.,
Мало изготовить товар и упаковать его в красочную и безопасную упаковку, его еще следует в сохранности доставить потребителю. То, как это делается, как организована продажа, насколько она удобна для покупателя — все это составляющие качества, не менее важные, чем сам товар.
Вежливое и внимательное обслуживание при продаже товара — такой же компонент качества и составляющая цены товара, как и все остальное. Это одно из объяснений того, почему в фирменных магазинах цена товара несколько выше.
Многие товары, в особенности сложные бытовые приборы, производственное оборудование, вычислительная техника и средства связи, требуют профессионального монтажа, пусконаладочных работ. Если это делать неправильно, часть мощностей оборудования может быть незадействованной или вообще выйти из строя. Фирмы стараются не допускать потребителей до монтажа сложных изделий и делают это самостоятельно. Весьма распространена ситуация, когда оборудование, смонтированное непрофессиональными специалистами, может быть снято с гарантии и не обслуживаться.
Утилизация товара по окончании срока службы — тоже задача производителя. Производитель должен спроектировать товар так, чтобы его можно было безопасно и максимально просто утилизировать. В задачу производителя входит выработка правил утилизации продукции еще при ее разработке. Это требование особенно актуально в свете современной концепции устойчивого развития, одно из основных положений которой гласит, что «. не может быть коммерчески выгодным производство, наносящее вред окружающей среде». Следует отметить, что производитель не обязан самостоятельно организовывать утилизацию и переработку продукции. Важно предоставить технологию и обеспечить надзор за ее соблюдением.
Из всего сказанного выше следует вывод, что качество закладывается в товар изначально и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается только при соблюдении необходимых требований на всех стадиях жизненного цикла продукции.